13 (12+1) проявлений Кали в мистической системе Крама
(Статья С.Л.-Садашивачарьи. Написана в сентябре 2001 г.)
Философско-мистическая система Крама считается одной из двух шактистски ориентированных упасампрадай (поднаправлений) внутри кашмирского тантрического шиваизма наряду с системой Каула. Наиболее блестящими разъяснителями философии Крама были Сиддха Ватуланатха, автор 13-ти афоризмов (Ватуланатха-сутр), Ачарьи Абхинавагупта и Махешварананда. В России и СНГ тантрический шактизм системы Кали-Кула-крама в настоящее время представлен как живая и развивающаяся традиция школой Ачарьи Садашивананданатхи Каулавадхуты (Гуру Садашивачарьи), находящегося в учительско-ученической преемственности (парампаре) Сиддхи Ватуланатхи. Школа сочетает в себе обе ветви тантрического шактизма - Каула и Крама. Основная почитаемая Форма Бога в данной школе - Великая Мать Кали. Согласно Махешварананде (он пишет об этом в своей "Махартха-манджари"), именно учение Крама было самой сокровенной частью тех знаний, что Кришна передал своему ученику и другу, воину Арджуне. Несколько десятков утраченных (вернее, считающихся утраченными) стихов (шлок) Бхагавад-гиты как раз касаются учения Крама. Ортодоксальные пандиты-брахманы поспособствовали тому, чтобы эти откровенно тантрические шлоки "потерялись" в процессе переписывания текстов Бхагавад-гиты. Система Асурья-Марга также тесно связана с Крамой. Особенность обеих этих систем - их "крайний" выраженный шактизм (культ Божественной Силы-Шакти) и полное сведение на нет культа Шивы. Здесь Шива совсем "исчезает" в Шакти. Изначальной, Высшей и Абсолютно Самодостаточной Реальностью почитается Кали, Великая Мать, Адья, Матрисадбхава, Вамешвари, Каласанкаршини, Самосиящая Энергия Сознания, Проявляющая из Себя и вмещающая в Себя все сущее. Как лучи из Солнца, так и из Нее, Изначальной ("Тринадцатой") Кали проявились-излучились-излились 12 Проявлений Кали. Великий Абхинавагупта прославил эти Проявления в "Крама-стотре". Учителя, сведущие в тайнах Агам и тантрической магии, объяснили, как 12 Кали связаны с 12-ю месяцами года, 12-ю аспектами Сурьи-Солнца, 12-ю часами дня и ночи и вообще со временем, пространством, энергией. Понятие 12-ти Кали более эзотерическое, чем общешактистское понятие 10 Махавидья. Знать тайну 12+1 Кали - значит, знать сокровенный ключ, дающий возможность мгновенного прорыва за пределы сансары, замкнутого круга-"циферблата" времени и пространства. Этот прорыв - вход и выход в "13-е измерение", которое одновременно есть также "нулевое" (А-Кула, т.е. "не-Кула", Пара-Шива) и "первое" (Кула, т.е. Шакти и все, что Она порождает и в Себе содержит). Это учение также является Калавадой (учением о тайнах времени, вечности и пространства), индуистским аналогом буддийско-ваджраянской Калачакры, но еще более древней и таинственной и потому немногим известной. Тайны 13-ти Кали даже Учителя, Сиддхи и Авадхуты обсуждают не иначе, как в рамках Таттва-чакры, собрания посвященных высшего уровня, а с прекращением ("разрывом") собравшегося круга-чакры, строго соблюдают обет неразглашения. Но благословенны трижды те, кто хотя бы немного нарушают молчание ради достойных Ищущих!
Итак, 12 основных Проявлений Кали (Двадаша-Кали):
1. СРИШТИКАЛИ - Кали Созидания, Олицетворенная Воля к творчеству Высшего Сознания (Парасамвита). Осуществляет создание объектов мира. Ее девиз: БЫТИЕ ДА БУДЕТ!
2. РАКТАКАЛИ - Кали Сохранения ("ракта" означает буквально "кровь", но не в смысле обычной крови, которая обозначается словом "рудхира", а в смысле "яйцеклетка", "женская половая клетка", "зародыш", "плод"). Осуществляет живое восприятие и поддержание жизни проявленного мира. Ее девиз: СОХРАНЯЮ ОБЪЕКТЫ БЫТИЯ.
3. СТХИТИНАШАКАЛИ - Кали Уничтожения Существующего. Осуществляет вбирание сознания в Себя и отстранение его от внешних объектов и их аннигиляцию (уничтожение). Ее девиз: Я ПОЗНАЛА ОБЪЕКТЫ БЫТИЯ.
4. ЯМАКАЛИ - Кали Ограничения. Осуществляет возникновение сомнения относительно реальности существующих объектов. Ее девиз: ОБЪЕКТЫ БЫТИЯ НЕОТЛИЧНЫ ОТ МЕНЯ.
5. САМХАРАКАЛИ - Кали Разрушения. Осуществляет отрыв связи осознания объектов бытия от их внешних форм и вызывает разрушение сомнений внутри Сознания относительно их существования. Ее девиз: ОБЪЕКТЫ БЫТИЯ ИСЧЕЗАЮТ ВНУТРИ МЕНЯ.
6. МРИТЬЮКАЛИ - Кали Смерти. Осуществляет тотальное, полное погружение осознаваемого объекта в Осознающий Субъект, что является смертью и исчезновением внешнего существования объектов. Ее девиз: ВСЕ ИСЧЕЗАЕТ ВО МНЕ, НЕ ИМЕЮЩЕЙ ОГРАНИЧЕНИЙ. (Этим Она превосходит даже Самхаракали).
7. РУДРАКАЛИ, или БХАДРАКАЛИ - Кали Ужаса. Осуществляет мгновенное восстановление осознаваемого объекта в Сознании перед его окончательным исчезновением. Это то Высшее Сознание, что позволяет проявляться "ментальным картинкам" и образам действий, совершенным в прошлом, в сознании индивидуального субъекта. При этом сохраняется сомнение, было ли это действие правильным или неверным, что создает приятные и неприятные переживания здесь и впоследствии. Ее девиз: МОЕ ДЕЙСТВИЕ МОЖЕТ БЫТЬ УЖАСНЫМ ИЛИ НЕ УЖАСНЫМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОСТАТКА СОМНЕНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СДЕЛАННОГО.
8. МАРТАНДАКАЛИ - Кали Космического Яйца. Осуществляет слияние всех 12 -ти методов познания бытия с Высшим Сознанием (индрий - 5-ти органов восприятия и 5-ти органов действия, а также манаса (ума), буддхи (интеллекта) и ахамкары (сознания-эго) ). Она - Анакхья, Неограниченная Сила, по отношению к методам познания бытия. Ее девиз: ВСЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ И ЭГО - ОДНО С МОИМ СОЗНАНИЕМ И ПОТОМУ НЕ ИМЕЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ И НАЗВАНИЯ.
9. ПАРАМАРКАКАЛИ - Кали Высшего Сияния. Осуществляет слияние сознания-эго с ограниченным духовным субъектом. Ее девиз: ОБЪЕКТЫ ИСЧЕЗАЮТ В ЭГО, А ЭГО - В ДУХЕ СУБЪЕКТА БЛАГОДАРЯ МНЕ.
10. КАЛАНАЛАРУДРАКАЛИ - Кали Ужасного Огня Времени. Осуществляет слияние Духа-субъекта с Чистой Премудростью, индивидуального "я" - с Высшим "Я". Поскольку Она содержит в Себе все, включая даже время и вечность, Она еще называется МАХАКАЛИ. Ее девиз: Я - ВСЕ ЭТО (или точнее: Я - ВСЕ).
11. МАХАКАЛАКАЛИ - Кали Великого Времени. Осуществляет слияние Чистой Премудрости с Энергией, растворяет ощущение "Я - это все" в просто "Я", совершенном самодостаточном "Я" (А-Кула), для которого нет ничего "этого". При этом субъект исчезает, как до того объекты - в самом субъекте. Ее девиз: Я-Я.
12. МАХАБХАЙРАВАЧАНДОГРАГХОРАКАЛИ - Кали Бесстрашия, Ужаса, Гнева и единая с Великим Вселяющим Страх (Бхайравой). Осуществляет слияние Энергии с Абсолютом, соединяя воедино "Я", "А-Кула", субъект, объекты, методы познания и само знание-познание с Чистым Сознанием. Это Ее состояние Пара, Высшее. Теперь Она не проявляет Себя в субъекте, объектах, методах познания и т.д., и поэтому полностью свободна и самодостаточна. Ее девиз: ОДНО ЦЕЛОЕ ВСЁ (ПОЛНОТА).
13. ТА ЖЕ КАЛИ, ЧТО И ПОД НОМЕРАМИ "1" и "о". Одновременно внутренний центр-точка Круга 12-ти Кали (Двадаша-Кали-чакры), внутреннее пространство Круга и объемлющая его снаружи Полнота и Целостность Всего. ЭТО "ВСЯ" КАЛИ. ТА, КОТОРАЯ ЕСТЬ ВСЁ И НИЧТО, ПОЛНОТА И ПУСТОТА и НЕЧТО ЕЩЁ, О ЧЁМ НЕЛЬЗЯ НИЧЕГО СКАЗАТЬ. Именно эту СЕБЯ "ВСЮ" имеет в виду Богиня, отвечая на вопрос богов: "Кто Ты, о Великая Богиня?" - "ПРЕВОСХОДЯЩАЯ СОБОЮ, ВМЕЩАЮЩАЯ и ЗРЯЩАЯ ПУСТОТУ и НЕ-ПУСТОТУ и ТО, ЧТО ЗА НИМИ" (Деви-Атхарваширша Упанишад).
Закончу упадешу словами "Деви-Атхарваширша Упанишад" (27-28): "Богиня в мантрах - матрика, в звуках - Форма Знания, в видах знания - высшая Сила Сознания, в видах пустоты - видящая даже пустоту. Та, выше Которой ничего нет, и Она воистину прославляется как Труднодостижимая. Той Труднодостижимой Богине, Дурге, Устранительнице дурных путей, поклоняюсь я, объятый страхом существования, Спасительнице из океана сансары!".