Всем искренне ищущим и желающим понять Тантрическую Каула-Дхарму |
Итак, что такое Каула-дхарма?
Лучшим ответом будет Слово Шивы.
Начну с нескольких цитат из каула-тантрических писаний:
"Знай истину Вед как Каула-дхарму" (Куларнава-тантра, 2.85)
"Наиболее сокровенная тайна, высочайшая сущность, дарующая вечное счастье, передаваемая непосредственно от учителя к ученику, Кула-дхарма есть сущностная Истина, извлеченная Мною из океана Вед и Агам жезлом духовного знания"(Куларнава-тантра, 2.9-11).
Это самое "гностическое" определение Каула-дхармы в Тантрах. "Писания бесчисленны. Следует постичь их истинную суть, только знание которой спасает... Ритуалы, йога и аскезы необходимы лишь до тех пор, пока не достигнуто истинное Знание... Зачем говорить много? Лишь Каула-дхарма спасает" (Куларнава-тантра, 1.103;113;121)
"Ни йога, ни аскетизм, ни ритуалы поклонения не ведут к освобождению на Пути Кулы, свободном от иллюзий. Лишь преданная Любовь (бхакти) спасает" (Куларнава-тантра, 12.43)
"Я обитаю не на Кайласе и не на горе Меру или Мандаре. Я - там, где пребывает знающий Кулу" (Куларнава-тантра, 9.94)
"Одно слово гуру дарует спасение, все же прочие "знания" - тщетны" (Куларнава-т.,1.107)
"Слово гуру - мерило знания" (Куларнава-тантра) "Желание почитать гуру, как Божество, - высшее желание" (Куларнава-тантра) "Трудно обрести гуру Тантрического Пути Кулы - только благодаря заслугам прошлых жизней и никак иначе" (Куларнава-т.,9.91)
"Как "простого" человека видит гуру грешник, как Воплощенного Шиву - обладатель благих заслуг" (Куларнава-тантра, гл.13)
"Учитель должен раскрывать тайну [Каула-дхармы] лишь истинному ученику" (Парананда-кальпа-сутра, 1.16)
А теперь - в качестве комментария:
Каула-дхарма (КД) как таковая это своеобразный индуистский гностицизм, аналог западных гностических учений. Это глубинное внутреннее постижение Истины, которое является внутренней сутью всех других учений и религиозных путей, "душа всех религий". Это ни в коем случае не "тантрическая секта в индуизме". Это некое мистическое транскультурное, транснациональное и трансрелигиозное Сообщество Спасенных, Совершенных (в христианском гностицизме и катарстве), Сиддхов (в индийских школах), Мастеров, Путь Которых (Кулачара) сквозит сквозь все внешние религии и пути. Поэтому истинные Каулы есть во всех культах. Тантры индуизма, гностические апокрифы христианства, писания каббалы и тайная мудрость суфиев - все это Каула-дхарма. Тайные практики-ануштханы каула-тантриков Индии, суфийские зикры некоторых орденов мистического ислама, каббалистические тиккуны, гностические мессы и радения русских "хлыстов" - все это Каула-садхана. Кали-Шакти индуистских тантриков, Сакина суфиев, Шехина каббалистов и Дух. Наверняка есть свои соответствия в тибетских и др. буддийских традициях, но я с ними недостаточно хорошо знаком, поэтому не буду о них говорить.
Как и в любом гностическом учении, в КД решающая спасающая роль отводится каула-джняне (Гнозису, Живому Знанию Кулы). Под Кулой понимается Истинная Реальность, рассматриваемая одновременно(!) с двойственной, ограниченно-недвойственной и недвойственной позиций в трех своих составляющих (сразу же буду приводить в скобках западные гностические соответствия): Шива (Отец Небесный, JHVH), трансцендентный Бог-Абсолют; Шакти (Дух Святой, Шехина), имманентная Сила Бога, пронизывающая весь мир, его Божественная Мать; дживатма (Сын Божий; Человек Знания; Душа Живая), духовно растущий индивидуум. Эта Триединая Реальность пребывает в одновременном (!) "непостижимом единстве и различии", о котором Сам Шива в Тантрах говорит, что оно "превосходит собой всякую двойственность и недвойственность". Поэтому, в отличие от адвайта-веданты, КД не определяется как "адвайтическое" или "дуалистическое" (или как их компромисс) учение. Это некий принципиально иной подход, не объяснимый ограниченным человеческим умо В зависимости от уровня развития духовного сознания адептов, КД объясняется в трех формах подачи. Для самых низших последователей (т.н. пашу или адхама-каул, гностико-христианский аналог - "плотские, физики", "обрядовые христиане", "верующие вещественной исповеди", "люди малого ведения") КД преподносится как конкретная сектантская доктрина, культ и система практики. В условиях Индии это, прежде всего, каула-шактизм, культ Кали. Здесь ритуалы и внешние атрибуты играют очень важную роль. Любые, даже самые отвлеченные метафизические и духовные реалии здесь непременно имеют свои персонификации, образы и символы и разъясняются с помощью развитой мифологии, иконографии и т.д.. Сама Кула понимается при этом как эдакая идеальная Семья Божественного Отца (Шивы, в случае индийских каула-шактистов), Божественной Матери и их верных детей (естественно, членов данной сектантской религии), все "внешние" - как "спасаемые", "погибшие" или "демоны". Таким образом, здесь преобладает дуалистический метод разъяснения базовых истин КД. На таком уровне КД была преподана и большинству отечественных тантрасангхиков. :) Сейчас они, как чёрт от ладана, шарахаются от объяснения им той же КД (и тем же самым учителем!), но только в терминах гностического христианства. Вот тебе и "каулы"!
Средний, более продвинутый уровень подачи и практики КД ориентирован на садхаков уровня мадхьяма-каул ("средних каул"). Предполагается, что это люди характера "вира" ("герои"; у гностиков-христиан - "душевные", "психики", "христиане живой веры", "духовно возрождающиеся", "добрые христиане", "люди Божьи душевной и огненной исповедей" и т.п.). Учение на этом уровне преподносится в умеренно-недвойственной подаче, роль внешних символов и образов снижается, зато возрастает важность внутренней практики - индивидуально и в чакрах (кругах посвященных), "кораблях духовных", заменяющих храмы и внешние святилища. Вместо поклонения идолам и внешним алтарям - поклонение друг другу как коллективному телу (как "воплощенному Телу Кулы" - Кулакайе, "Телу Христову" и т.п.), ибо Бог рассматривается как "живущий внутри", поэтому происходит смещение внимания от внешних объектов поклонения и медитации вовнутрь. Основные практики - различные мистические, оккультные, медитативные и йогические упражнения. Здесь Высший уровень преподнесения КД ориентирован на уттама-каул ("лучших", или "высших" каул). Предполагается, что это садхаки, достигшие (или начинающие достигать) уровня "дивья"(у христианских гностиков - "пневматики", "духовные", "совершенные", и т.п.). На практике это обычно самый элитный круг посвященных - иногда всего несколько человек в общине. Здесь КД излагается преимущественно с недуалистических позиций, внешние обрядовые отличительные особенности и атрибуты практически никакой роли не играют. :) А поиск разницы между Кали и Пресвятой Девой Марией, индийскими каула-тантриками и их западными мистиками-"аналогами" вызывает снисходительную усмешку.
В каждой общине каула-тантриков больше всего посвященных и практикующих уровня "адхама", существенно меньше "мадхьяма" и совсем немного "уттама".
Таким образом, Тантрический Путь Кулы по своей сути практически ничем не отличается от Гностического Пути западных Совершенных.
Поэтому мой индийский Садгуру, Святейший Шриманнатха Сиддхешваранаданатха Гухьявадхута из Карнатаки был искренне удивлен, что я устремился "искать посвящения в тайную мудрость" в Индию. Он был глубоко уверен, что те же самые знания и опыт я могу получить и у себя на родине, потому что "настоящих Сиддхов хватает везде". Он был безусловно прав. Но, как говорится, большое видится на расстояньи. Чтобы увидеть и открыть в Христианстве то, что я не видел и не открыл для себя в нем раньше, мне понадобилось от него удалиться. Чтобы прийти в конце концов .... к тому же.
С.Л.-Садашивачарья