Шрипада Садашивачарья.
О "СЕРЬЁЗНЫХ" И "НЕСЕРЬЁЗНЫХ" ПРАКТИКАХ И ПРАКТИКУЮЩИХ В ТАНТРЕ.
Понятия "серьёзности" и "несерьёзности" в этих вопросах весьма относительны. Для
большинства ньюэйджеров, т.н. неотантристов и необуддистов "серьёзная" практика
- это, как правило, медитация, йога и всевозможные психотехники, а культы
поклонения, молитвы, пение бхаджанов и т.п. воспринимются как нечто
"несерьёзное" для наивных простачков. Но для приверженцев теистических систем
(вайшнавы, большинство традиционных шайвов и шактов, не говоря уже про христиан,
иудеев и мусульман), наоборот, нет ничего "серьёзного" и вообще духовного (во
всяком случае, спасительного) в практиках "имперсоналистов" и "безбожников". С
точки же зрения практического мистицизма серьёзность садханы во многом
определяется, прежде всего, бхавой (внутренним состоянием) практикующего и
соответствующей его бхаве ачарой (формой духовного пути и метода). Как известно,
целостный Тантрический Путь включает в себя, к примеру, вайшнавачару как отрезок
духовной практики. Вайшнавачара проявляется в бхакти-йоге - основном методе этой
ачары. Санкиртаны индуистских мистиков-бхактов и радения русских христоверов -
типичный пример тантрической (!) садханы уровня вайшнавачары. Считать этот метод
"несерьёзным" или "нетантрическим" - заблуждение, вступающее в резкое
противоречие со всем индуистским тантризмом в целом, с предписаниями Тантр и
опытом Учителей. Неужели у некоторых доморощенных "серьёзных" практикующих
хватает наглости ставить под сомнение авторитетность и аутентичность целых
отрезков и форм (ачар) Тантрического Пути и соответствующих им практик!? Это уже
совершенно выходит за рамки традиционного тантрического мышления.
Тантрик - это, во-первых, дикшита-садхака (посвящённый практик), а во-вторых, в
своих практиках и суждениях о чём бы то ни было он руководствуется не только и
не столько одним лишь своим мнением и опытом (каким бы ценным он не был для него
самого), но в гораздо большей степени указаниями Гуру и Тантр. Здесь же, как
видим, за исключением разве что нашего духовного брата и друга Бхайравананды и
его учеников, многие берут на себя смелость что-то заявлять от имени едва ли не
всей тантрической традиции в целом, часто не будучи при этом в неё не только
посвящёнными, но даже осведомлёнными о ней в достаточной степени. Подумайте
сами, можно ли назвать такой "любительский" подход серьёзным?
Практика радений, которым соответствуют расика-садханы тантрических вайшнавов
(приверженцев сахаджии, последователей Валлабхачарьи и др.), кула-ануштханы
бхактических каула-шактов и радения христоверов, являются одной из форм
тантрической садханы, известной как ануштхана и махануштхана. По ачаре это
соответствует, в основном, стадии вайшнавачары (2-й уровень Тантрического Пути,
если традиционно подразделять его на 7 или 9 ачар, как это принято в большинстве
Тантр). Основная цель практики вайшнавачары - пробудить и развить преданость
(бхакти) по отношению к Ишта-Девате, Гуру и Кула-чакре. Стоящая ещё ниже
вайшнавачары ведачара (вайдикачара) является начальной (1-й) стадией
Тантрического Пути. Вся практика в ней сводится к выполнению обрядового
поклонения Божествам тантрического пантеона и прикладному оккультизму. И всё.
Тем не менее, это тоже тантра. Не высшего и даже не продвинутого уровня, но-таки
тантра. Не прошедший стадий ведачары и вайшнавачары (в которых садхака должен
обрести устойчивую религиозно-мистическую мотивацию, веру, бхакти и накопить
начальные благие кармические заслуги) садхака считается анадхикари (непригодным)
для посвящения в шайвачару, как тот, кто не достиг ещё "сиддхи в пашу-бхаве".
Поскольку главной практикой шайвачары является йога в сочетании с тапасом,
джняной и бхакти, то это, согласно Тантрам, становится просто невозможным для
неверующего (настики), "йога-материалиста" (пракрита-садхаки) и абхакты
(непреданного), лишённого веры в Бога (Ишвару) и не стремящегося к единению
(йоге) с Ним. В этом случае даже йогические (по форме) психотехники и
упражнения, по сути, для него уже не являются йогой, ибо главное назначение йоги
("связи; соединения", что означает примерно то же самое, что и латинское слово
religia) - единение дживатмы с Параматмой, восстановление осознанного единства
своей индивидуализированной души (ану) с Мировой, Божественной Душой. Стало
быть, без определённых заслуг и наработок в ведачаре и вайшнавачаре
(преимущественно дуалистических или ограниченно-монистических по философии и
"несерьёзных" по практике) невозможна и садхана в шайвачаре, 3-й стадии
Тантрического Пути, в которой садхаке надлежит сформировать в себе
недуалистическое мировосприятие (поначалу преимущественно теоретическое) и
приучиться выполнять практики йоги и джняны, не оставляя,
разумеется,бхактического почитания Бога (Ишвары), ибо Ишвара-пранидхана - один
из основополагающих принципов индуистской йоги и важнейших догматов всех (!)
сект шиваизма. Ведачара, вайшнавачара и шайвачара - это тантрическая практика в
пашу-бхаве, направленная на постепенное изживание качеств пашу и пробуждение
вира-бхавы.
4-я стадия Тантрического Пути (дакшиначара) - шактистская ачара "правой руки".
Теоретически она уже несектантская, т.к. садхака почитает уже не одно из Божеств
пантеона, а единую Шакти - Жизненную Силу всех форм Бога и Сам активный Брахман.
Важными критериями склонности ума и сердца тантрического садхаки и его общей
пригодности к практике в этой ачаре являются: 1. Несектантскость мышления (он
должен признавать полную внутреннюю идентичность Шивы, Дурги, Кришны и других
индуистских и неиндуистских Божеств и не должен считать их разными "существами"
- на это Шакта-Тантры делают особый упор); 2. Наличие качеств "человека
чувствующего", т.е. душевного, пневматика, вира-бхавина (хотя бы в начальной
стадии), сочетающего в себе черты бхакты, джнянина и мистика-несектанта; 3.
Недуалистичность мировоззрения и особая склонность к практике
гностико-шактистского характера, т.е. он должен быть "бхактой снаружи и шактой
внутри". Садхана в дакшиначаре состоит в смещении почитания с Бога-Формы на
Бога-Духа (Бога-Силу, Шакти), что, однако, отличается от обычного почитания
различных богинь в народном индуизме, хотя по общей форме в целом сходно. Эта
садхана в индуистской шакта-тантре осуществляется методами пурна-йоги
("интегральной йоги"), сочетающей методы всех (!) предшествующих трёх ачар. Что,
как именно и в какой пропорции сочетать, определяет гуру, руководствующийся
традиционным принципом учить "согласно времени, месту и обстоятельствам", но в
целом выполняется широкий набор практик (преимущественно ритуалистских и
бхактическо-джнянистских), отчасти описываемых в Тантрах и отчасти передаваемых
в устной традиции. Конечная цель шактистской садханы дакшиначары – сделать
вира-бхаву окончательно выявленной и превалирующей. Если это достигнуто, садхака
готов (адхикари) для посвящения в вамачару, или 5-ю стадию Тантрического Пути
Кулы.
Посвящение в вамачару начинается с пракрита-каула-абхишеки (адхама-каула-дикши),
т.е. "физической (натуральной)" или "низшей" формы посвящения в каула-садхану.
Это посвящение даёт право на почитание Шакти с паньчататтвой. На этой стадии оно
выполняется поначалу в умеренной и преимущественной натуралистично-ритуалистской
форме. По мере подготовленности и "продвигаемости" отдельные садхаки, помимо
общей (основной) кула-чакры вамачаринов получают дополнительные посвящения
(абхишеки) и передачи в рамках малых чакр (упачакр). Разумеется, формы и уровень
практики при этом будут весьма варьировать - от умеренных парных техник супругов
(включая "временный ритуальный брах" - шайва-виваху) и до сверхрадикальных
групповых "оргий" (махамайтхун). Всё это авторитетные и аутентичные садханы,
узаконенные Тантрами и традицией целого ряда сампрадай. Кроме того, сам
гетеродоксальный и антиномианистский характер вамачарской садханы позволяет гуру
и чакрам таких садхаков выходить в т.ч. и за рамки "классических" форм. Иногда
Каула-Тантры прямо призывают и стимулируют каула-садхаков к такого рода
творчеству, но при этом добавляют: всё должно делаться как пожертвование
(самарпана), включая себя самих и своим переживания, Великой Шакти через
Кулакайю. Но постепенно садхана пракрита-вамачары (т.е. выполнение садханы 5 М в
натуралистичном варианте) плавно перетекает в более внутреннюю, медитативную и
йогическую. Кстати, далеко не всем и каждому есть практическая необходимость
практиковать 5 М непосредственно в натуральном виде. Садхана паньчататтвы в
вамачаре возможно в форме анукальпа-ануштханы, т.е. символической замены 5 М
другими практиками, но с тем же (а иногда и даже более сильным) эффектом. Когда
натуральное (пракрита) использование 5 М и других чувственных ритуалов
становится уже ненужным, садхака получает посвящение в 6-ю ачару, или
сиддхантачару, с её двумя подстадиями (упа-ачарами) - йогачарой и агхорачарой
(поэтому иногда говорят не о семи, а о девяти ачарах Тантрического Пути Кулы).
Уровень сиддхантачары предназначен для продвинутых йогинов и подвижников.
Практика основной массы продвинутых йогов-натхов и йогических каула-шактов
относится к этой ачаре. В условиях СНГ эти методы пока для большинства местных
тантриков применимы лишь отчасти.
7-я, самая высшая, ачара Тантрического Пути - кулачара (каулачара). Это апогей
тантрической практики и рахасьяти-рахасья ("тайна тайн"). Всё, что её
касается,обсуждается и передаётся только в устной передаче и только
каула-садхакам. Даже в Тантрах (Каула-Агамах), когда говорится о каулачаре, то
имеется в виду не столько собственно сама 7-я ачара, сколько различные методы
(упайи) предыдущих ачар, подводящие к этой стадии. В этом смысле кулачарой или
каулачарой часто называется весь Тантрический Путь Кулы в целом.
Касаемо "серьёзности" или "несерьёзности" той или иной практики можно ещё
сказать, что серьёзным или несерьёзным может быть лишь сам субъект, его
отношение к садхане. Сама же садхана - это лишь техника и ничего более. Она
безлична и сама по себе нейтральна, как и любая карма. Повернуть её в то или
иное русло может лишь мотивация самого садхаки. Не зря в народе говорят:
"Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт". Значит ли это, что молиться
Богу - "несерьёзная практика" или "практика для дураков"? Конечно же, нет.
Тантры, сообщая те или иные садханы, всегда неизменно добавляют: "разумный (или
лучший) садхака (садхакоттама) должен....", т.е. всегда имеется в виду, что
наверняка найдутся и неразумные практикующие, которые извратят и исказят любой
метод. Абсолютной защиты от дураков ещё никто не придумал.
Вообще, в индийских системах (тантре и веданте) всегда наиболее важен сам
практикующий субъект, чем безликая техника. Важнее КТО и, главное, КАК что-то
делает, а не что именно. Любое действие, совершенное с искренними мотивациями
Брахма-самарпаны (посвящения Брахману-Абсолюту), атма-ниведаны (посвящения Себя)
и шуддха-санкальпой (чистым духовным намерением), является серьёзной духовной
практикой, ведущей к Брахма-маханирване - Великому Освобождение в Брахмане. Даже
один предложенный цветок или простая свечка, но с нужной чистой бхавой!
Жизнеописания великих шиваитских святых и тантрических Сиддхов изобилуют
примерами, когда разные личности достигли Шива-саюджьи или стали крипа-сиддхами
через очень простые и "несерьёзные" практики. Почему? Да потому, что весьма
серьёзно относились к тому, что для нынешних скептиков, мнящих себя "серьёзными
практиками", выглядит "несерьёзным". И ещё потому, что делали это целиком РАДИ
ШИВЫ (Шакти, Кришны и т.д.).
Один великий святой сказал: "Не то важно, что важно, а важно то, что неважно". В
Бхагавад-гите Шри Кришна также говорит: "Что бы ты ни делал, через какие
испытания ни проходил, - делай это всё КАК ПОДНОШЕНИЕ МНЕ". Истинно тантрическое
(мистическое) понимание правильного и полного подношения (самарпаны)
предполагает, как нечто само собой разумеющееся, и полную атмасамарпану
(самопожертвование, самоотдачу):
shivaM bhUtvA shivaM yajet - Становясь Шивой, надлежит почитать Шиву.
Так мы вливаемся в Него через Великое Действие Брахмана, о котором говорят Веды,
Упанишады, Гита, Агамы и Тантры. Это Великое Действие ОДНОВРЕМЕННО является
жертвоприношением, медитацией, молитвой, йогой, садханой, образом жизни и т.д. и
т.п. ВСЁ, что совершается с такой мотивацией, УЖЕ СЕРЬЁЗНО, а самые "серьёзные
практики" без подобной мотивации - совершенно недуховный самообман и лесть
своему эго, мнящему себя что-то "практикующим".
Завершу наставление (упадешу) словами великой махавакьи, являющейся
универсальной ведической и агамической (тантрической) Брахмасамарпана-мантрой:
brahmArpaNaM brahma havir brahmAgnau brahmaNA hutam |
brahmaiva tena gantavyaM brahma-karma-samAdhinA ||
Пожертвование [чего-либо] Богу - Бог, жертвенное подношение - Бог, Богом же
приносимое в жертвенный Огонь Бога. Воистину Бог достижим тем, кто обретает
самадхи погружением в Действие Бога.
|| oM tat pUrNa-brahmArpaNam astu ||
Да будет всё пожертвовано Полноте Того Брахмана! Ом.