А. В. Арапов.
МИСТЕРИИ БОГИНИ-МАТЕРИ НА ВОСТОКЕ И ЗАПАДЕ
Ритуальный брак. Оттиск с
вавилонской печати.
Сакральное предполагает отношение к абсолютному Бытию и
высшей ценности. Это высшее Бытие существует для религиозного человека со всей
несомненностью. "Независимо от исторического контекста, в котором
пребывает "homo religiosus", он всегда верит, что существует абсолютная реальность,
священное, которое не только возвышается над этим миром, но и проявляется в нем
и делает и его реальным".[i] Сфера сакральности
есть сфера высшей реальности, высшего могущества, сфера, из которой получают
животворящие импульсы все остальные сферы человеческой жизни. Сакральное выступает организующим
началом для вселенского и индивидуального существования. Оно содержит в себе совершенные
образцы, прототипы для всех "спонтанно" происходящих природных
явлений и сознательно совершаемых индивидуальных и коллективных действий. Без
связи с сакральной сферой никакое существование невозможно. Жизнь этой
сакральной сферы описывается в мифологии и постоянно воспроизводится в ритуале.
Для религиозного человека сакральное не есть некая абстракция или отвлеченная
гипотеза, не есть область, к которой
применимо "быть может". Напротив, существование сакрального в
высшей степени достоверно, гораздо более достоверно, чем изменчивые
явления повседневной жизни. Более того, эта повседневная жизнь
действительна, бытийна лишь постольку, поскольку
причастна к сакральному. Сакральное есть стержень всей жизни для религиозного
человека, краеугольный камень всего его мировоззрения. Переживание сакрального
психологически может иметь различные архетипические
аспекты, важнейшими из которых являются материнский и отцовский. Архетип Отца
предполагает в первую очередь требовательность и строгость, справедливый суд и жесткое
подчинение заповедям. Материнский аспект религии предполагает
ничем не обусловленное человеколюбие, готовность прийти на помощь
человеку-ребенку в любых ситуациях и в любых нуждах, независимо от того, каков
этот ребенок. С этими моментами тесно связаны два последующих. Материнская
забота, материнское внимание
распространяются на все сферы жизни ребенка, нет такой, на первый взгляд,
мелкой или незначительной области в жизни ребенка, которая была бы не важна для
матери. Для нее важно и ценно в ребенке и его существовании просто все, в том,
что касается ее чада, для матери нет мелочей. Отец сосредотачивает свое внимание на тех моментах в развитии
ребенка, которые представляются ему более важными. Это прежде всего сфера
социальная - то, что касается учебы,
воспитания необходимых для жизни в социуме качеств и т.д. Таким образом,
в материнской аспекте религиозности мы можем ожидать тотальной сакрализации
всех сторон человеческой жизни. Священными могут быть любые повседневные
действия, если они совершаются в лоне традиции. Нет объектов, явлений и действий безусловно профанных, все причастно живительной силе Матери. Отцовская
сакральность более избирательна, и граница между
священным и мирским здесь намного жестче и резче. Определенные сферы жизни
выделяются и освящаются, другие же рассматриваются как не заслуживающие
внимания или даже как нечистые и греховные. Противопоставление
"верха" и "низа", "приличного" и
"неприличного", "духовного" и "материального" в
отцовской традиции выступает наиболее отчетливо. Рассматривая нашу проблему
далее, можно заметить, что отцовский
архетип связан с выделением человеческой личности из природной среды и
введением его в мир технических навыков и социальных норм.. Здесь необходимо
отметить, что то слияние с универсальным, которое связано с материнским
архетипом, может выступать и как первоначальное состояние единства с природой,
из которого развивается дифференцированная личность, и, как конечная цель
мистической трансформации, Unio Mistica.
Материнская
религиозная традиция предполагает мистическое воссоединение человека с
божественной универсальностью, активное
межличностное слияние, преодоление отделенности "эго" и воссоединение его со сверхличностной полнотой. При этом не отрицается ценность
отдельных элементов человеческого существования, но утверждается их
включенность в целостное бытие. Материнская религиозность носит таким образом
интегрально-монистический характер.
Однако, поскольку сама
сущность "эго" связана с выделенностью
из некоей доличностной или сверхличностной
целостности, то восстановление такой
целостности не может не восприниматься "эго" как его смерть. С этим
связан так называемый "темный", негативный аспект материнского
архетипа, аспект, связанный с той
изначальной бездной, из которой
выделился человек и которая может и должна поглотить его снова. "Мать -
главенствующая фигура там, где происходит магическое превращение и воскрешение,
а также в подземном мире с его обитателями. В негативном плане архетип матери
может означать нечто тайное, загадочное, темное, бездну, мир мертвых, все
поглощающее, искушающее и отравляющее, т.е. что вселяет ужас и что неизбежно,
как судьба. <...> Существуют три наиболее важных аспекта матери: ее плодородное и доброжелательное
божество, ее оргиастическая эмоциональность и ее стигийские глубины".[ii] К
этому следует добавить, что три вышеназванных аспекта тесно связаны друг с
другом и обладают глубоким внутренним единством и способностью переходить друг
в друга. "Стигийские глубины"
могут быть как окончательным распадом человеческого естества, переходом к
метафизическому небытию и онтологическому ничтожеству, а могут быть и вратами
новой жизни, переходом к новому сверхличностному
онтологическому статусу, новому измерению бытия, и тогда эти глубины
оборачиваются высшим мистическим "плодородием" и высшей, дающей
конечное спасение "благожелательностью". Что касается
"оргиастической эмоциональности", то оргиастичесий
культ, связанный в значительном числе случаев именно с материнским аспектом
Божества, оказывается орудием такой
мистической трансформации, средством достижения сверхличностного
состояния абсолютной полноты.
Развитие
патриархальных, отцовских культов, культов мужских Божеств связано с развитием
обществ, в которых технические факторы преобладали над природными . Для
иудаизма и других семитических культов характерен именно строго патриархальный
культ, в то время как в Арийских религиях преобладал органический синтез
материнской и отцовской сакральности. Экзотерический
общественный культ Бога-Отца ( Зевса, Одина, Рудры-Рода)
дополнялся эзотерическим посвятительным культом Богини - Матери и Возлюбленной ( Деметры, Фрейи,
Лады и Рожаниц). Совершенно беспочвенно
представление, по которому культ Богини носит неведический
и неарийский характер. Для Вед характерно почитание Адити, Вак
и других женских божеств. Результатом развития рудраистской
традиции (связанной в первую очередь с Яджур-Ведой)
стало образование тантрических шактистских
и шиваитских школ в Индии. Дионисовы
и Элевсинские мистерии в Греции были их аналогами. Их общий символизм - Бык и
фаллос для обозначения мужского Божества, тройное оружие, и особое почитание
женского Божества. В Дэви Упанишаде Высшая Богиня описывает свою истинную
природу, которая превосходит все эмпирическое существование:
- Великая Богиня, кто
Ты?
Она отвечает: - Я сущностно являюсь Брахманом [Абсолютом].
Из меня произошла
образующая мир Пракрити [материальная субстанция]
и Пуруша
[космическое сознание],
пустота и Полнота.
Я все формы блаженства
и не-блаженства.
Знание и невежество -
это Я.
Я - пять элементов, и
так же то, что отлично от них,
панчабхуты [пять грубых элементов] и танматры
[пять тонких элементов].
Я - весь мир.
Я - Веда
так же как то, что отлично от нее.
Я - неизвестное.
Снизу и сверху и вокруг
- Я.[iii]
Интегрально-монистические принципы выражены в характерном именно для
этих культов ритуально-мифологическом отождествлении Божества, жреца, жертвы и
жертвенного оружия.[iv] Идеи интегрального
монизма, характерные для этих культов, первоначально выраженные в мифологическо-ритуальной
форме, получили затем свое выражение в философско-богословском дискурсе. Его носителями стали в Греции орфики
(являвшиеся одновременно теоретиками и Дионисовых, и
Элевсинских Мистерий). В Индии наиболее тщательную разработку эти идеи получили
в кашмирском шиваизме. Согласно тантрическому
богословию, Шакти едина, но по отношению к душе она выступает в двух формах - как Великое
знание (Махавидья) и как Великая Иллюзия (Махамайя). В тантрической философии следующим образом рассматривается
их отношение:
"Махамайя и Махавидья внутренне совершенно едины, но если Махавидью можно
назвать Телом Шакти, то Махамайя будет являться деятельностью
этого Тела. направленной вовне. Понять функции Обеих помогает аналогия с танцором и танцем. Во
время танца танцор неотделим от своего танца, но
когда ему надоест танцевать, от танца попросту ничего не остается, потому что
отдельно от танцора и его действий танец не существует сам по себе. Также и
Богиня-Мать в ходе Своих божественных, игр (лил) "танцует" (проявляет
творческую активность), являясь Махамайей, порождающей
непостоянный мир сансары. Когда же Она "перестает танцевать",
то вместе с этим исчезает
и Ее "танец"
(проявленный мир со всеми его обитателями. Поэтому
не Махамайя "губит" заблудшие души, а они сами очарованные ее “танцем” , "заигрываются"
и забывают свою истинную природу."[v]
Шакти есть сущность души -
Бытие-Сознание-Блаженство, и она же скрывает ее под покровами невежества, творя
многообразные формы и ложные отождествления
с ними.
Вяч. Иванов отмечает, что "у орфиков (h.XLII) не
только теснейшее сочетание, но и как бы некое таинственное отождествление
"Мисы, Царицы неизреченной" <...> и Диониса <...> Далее перечисляются в гимне
женские корреляты, с которыми, как с материнским своим началом Дионис
сливается: Деметра, Рея, Киприда, Черноризая
Изида."[vi] Богиня-Мать едина с
изначальным Духом, Отцом все же иные Божества рождены ей и являются ее
проявлениями. В мистериальных мифах мы видим в центре Божества, связанные с
рождением и природой (Деметра, Дионис), образы возлюбленного и возлюбленной:
Диониса и Афродиты, Аттиса и Кибелы.
Смена
матриархальной культуры патриархальной есть смена природного на искусственное, физиса на антифизис, сакральности семьи и сексуальности на бездушный культ денег
и механизмов. Патриархальная культура и соответствующая ей религиозность
постепенно вытесняют и подчиняют прежнюю - материнскую и природную.
Утверждается определенный тип общества, в котором "власть осуществлялась
преимущественно в качестве инстанции взимания, механизма отнимания, права
присвоения части богатств, и навязанного подданным вымогательства произведенных
продуктов, благ услуг, труда и крови."[vii]
Патриархальные культы становятся по преимуществу публичными и государственными,
материнские - тайными и закрытыми.
Мистерии
Греции и тантрические таинства в Индии выступают как
интегрально-монистические как по целям (воссоединение Божества и человека), так
и по средствам (где в едином ритуале используются даже такие, с точки зрения
дуализма, далекие от духовности моменты человеческого существования, как секс,
опьянение и вкушение мяса). Они становятся хранителями традиций культуры мира и
любви в наступающую эпоху господства культуры подавления и принуждения.
Рассмотрим как в системах
связанных с материнской сакральностью описываются отношения Бога, души и мира.
В
Кашмирском шиваизме и орфизме образование
индивидуальной души и всего феноменального мира есть результат процесса
самоограничения Абсолютного Духа, нисхождения Единого в множественность, бытия
в становление . Причем, важно, что Женская Ипостась во всех системах выступает
одновременно и как сила, осуществляющая этот процесс нисхождения и ограничения
Духа, и как сила, обеспечивающая восхождение и реинтеграцию
единичного и Единого.
Рассмотрев
ряд социально-психологических аспектов материнской религиозности, мы установили
ее связь с интегрально-монистическими дискурсами .
Рассмотрим эти последние подробнее.
Вначале полагается Единое первоначально трансцендентное и бескачественное, но становящееся окачествованным
и обладающим позитивными определениями через свою Женскую Ипостась, неотъемлемо
Ему присущую.
Кашмирский шиваизм[viii]
говорит о совершенно Трансцендентном и негативно определяемом (не то - не то) Парашиве, который, проявляясь посредством Парашакти, становится обладающим качествами андрогинным Сакала-Брахманом
Его
совершенные качества: вездесущность, вечность, свобода воли, всеведение и
всемогущество. Эти качества соответствуют Его пяти силам: сознание, блаженство,
воля, знание и действие. По мере выявления этих качеств и сил Шива выступает
последовательно в пяти проявлениях, именуемыми чистыми таттвами.
В каждом из этих проявлений сохраняется полнота совершенства. Их совокупность
образует “Чистый
порядок“.
Высшие боги представляют собой частные формы сагуна
Брахмана. Это есть сфера Чистого Бытия, выступающая материальной и движущей
причиной всего последующего .
Орфики полагают в начале мирового
процесса древнюю Ночь, как начало бескачественное и
трансцендентное. От него рождается Протогон,
изначальный Зевс, двуполый, именуемый также сияющим, который уже описывается
как Блаженный, Премудрый и многосемянный. Он есть
единая сила, единое Божество и Разум и “всему великое начало“.
Все боги суть его формы[ix].
Та же изначальная Шакти, которая
образует чистое творение, выступает как Майя-таттва -
сила иллюзии. Шива, желая испытать опыт в частных формах, добровольно подпадает
под ее очаровывающее действие. Майя-таттва облекает
Шиву покровами - “канчуками“,
последовательно редуцируя Его Божественные качества. Последние не исчезают
совсем, но становятся из совершенных несовершенными, из универсальных
ограниченными. Возникает Анава Мала, изначальное
невежество - незнание Божественной природы, эгоизм, гордость. Конечным
результатом является образование несовершенной и подверженной индивидуальной
души из универсального духа (Шивы).
Изначальное забвение своей истинной универсальной природы
приводит к возникновению ощущения отделенности от
других объектов и субъектов, порождает множественность.
Подобно тому, как ограничивающие факторы - канчуки в
Кашмирском шиваизме есть эволюты Шакти,
ее порождения и частные формы, Титаны в дионисическом
мифе орфизма тесно связаны с женской Ипостасью Божества в ее форме Артемиды.[x]
“Титаны - свирепые демонические служители женского хтонического
божества. Так же и в Кашмирском шиваизме Шакти, относящиеся к этому кругу, именуются ужасающими - Гхора. Титаны при встрече с Дионисом сначала дают ему дары
погружающие его в забвение. Можно обнаружить соответствие между этими дарами и
канчуками кашмирского шиваизма. Первой из канчук в
Кашмирском шиваизме выступает Время,
кала. Это
первое ограничение. Также вслед за эпохой Зевса, “Золотым веком”, наступает
эпоха Кроноса - времени, непосредственно
предшествующая заключительному растерзанию Диониса Титанами. Далее возникают
причинность и пространственность (нияти).
Соответственно, встретившись и Дионисом, Титаны преподносят ему
пространственные геометрические фигуры и игральные кости, указывающие на
необходимость. Среди даров Титанов мы находим зеркало, указывающее на
вторичное, несовершенное знание. Соответственно, одна из следующих канчук -
ограниченное знание (видья) индивидуальной души,
приходящая на смену абсолютному знанию. Другая канчука - желание (рага), приходящая на смену неограниченному блаженству
ананде,
ассоциируется с яблоком Гесперид из подарков Титанов, т.к. яблоки Гесперид
связаны с исполнением желаний. Дионис-младенец начинает играть с этими дарами
и, забывшись, подпадает под власть Титанов, которые затем предают его
растерзанию. Кроме того, начинается ряд зооморфных перевоплощений Диониса после
игры, что вызывает ассоциации с репрезентацией космически-эволюционного
процесса в Пуранах посредством ряда зооморфных Вишну
- Аватар.
Согласно Кашмирскому шиваизму,
выделившаяся из Духа индивидуальная душа на этом этапе облекается в тонкие и
грубые тела. Погруженная в забвение своей Божественной природы, лишившись
Божественных способностей, она обретает
ум, органы чувств и действий и, наконец, тело, состоящее из грубых
элементов, стихий, которые позволяют ей действовать среди других, аналогичным
образом сформировавшихся объектов и субъектов.
Эти тела, с которыми душа ложно отождествляется, затемняют
ее истинную сущность и поддерживают в человеке забвение его истинной природы.
Однако, с другой стороны, благодаря этим телам возникает конкретная
человеческая личность, и проявленная Вселенная начинает существовать для
данного единичного субъекта. Единое Бытие по своей Воле и посредством своей
Силы становится множественным существованием.
Согласно орфическому мифу, начало которого мы рассмотрели в
предыдущем пункте, титаны расчленяют и поглощают Диониса. "Растерзание <...> и расчленение<...> первого Диониса не есть только
отрицательный момент в мировом процессе. Эта вольная жертва есть божественное
творчество; она именно и создала этот мир, как мы воспринимаем его нашей самоутверждающейся личной волей."[xi]
Таким образом, Дионисово, Божественное начало оказывается заключенным внутри
титанического - стихийного, материального. Это и есть образование Космоса. “Космос
<...> есть раздробленный, страдающий бог Дионис”.[xii]
Попадая в плен к титаническому началу
погружаясь в мир множественности, относительности и временности душа
оказывается обреченной на страдания. "Причина всякого индивидуального
страдания - распадение изначального Божественного Единства, отпадение от него
индивидуальной души."[xiii]
Итак
человек оказывается погруженным в тьму неведения, забвения своей истинной
природы, однако это природа лишь сокрыта, но не исчезла, эта неизменная природа
составляет субстрат изменчивой человеческой личности.
Поэтому
для обретения бессмертия и всех совершенств человеку нет необходимости
перемещаться куда бы то ни было: в рай, в мир идей или еще куда-то. Ему
необходимо лишь вспомнить свою действительную сущность. Само учение кашмирского
шиваизма известно так же Пратьябхиджня Даршана[xiv]
- учение о воспоминании (своей истинной
природы). Богиня, окутывающая Шиву
канчуками в кашмирском шиваизме, выступает в то же
время и как Мать освобождения,
разрушающая оковы невежества. Так же и в орфизме Рея - изначальная Богиня
собирает и оживляет растерзанного Диониса.
Вяч. Иванов
анализируя орфические тексты пишет: "Представление о прохладных водах
памяти опять противополагает миру земного разделения потусторонний мир
божественного единства: разделение - забвение, воссоединение -
воспоминание."[xv] Это
воспоминание становится и интеграцией отдельного существования в единое Бытие,
от которого оно чувствовало себя отделенным из-за оков невежества. Границы
эмпирической личности имеющей начало и конец, ограниченной во времени и в
пространстве должны быть превзойдены, чтобы человек мог быть интегрирован в
безначальную и бесконечную жизнь Богини-Матери.
Собственно
реализация этого "воспоминания", являющегося в то же время и
интеграцией, и есть практическая цель Мистерий Богини и в Греции, и в Индии.
Важной особенностью их было то, что они ориентированы на переживание
"здесь" и "сейчас", на непосредственный духовный опыт. На
достижение такого опыта и нацелены все детали мистерий. Мистерии есть сразу и поклонение
Божеству, и единение с ним. Познание своего тождества с Божеством и выражение
своей любви к Нему неразрывно спаяны в общей структуре мистерий.
Не
вдаваясь в подробную реконструкцию мистериальных ритуалов, отметим их важнейшие
черты.
Само
слово "мистерии" недаром означает "таинства": они
совершаются почти исключительно в ночное время и в уединенном , отдаленном или
специально огражденном месте куда закрыт доступ для непосвященных. К участию в
эзотерическом мистериальном культе вамачары - “левой
руки” допускаются лишь прошедшие особое посвящение - каула-абхишеку.
Также к участию в Великих Элевсинсих мистериях
допускались лишь прошедшие подготовительные Малые мистерии.
Обязательным
моментом таинства является призывание присутствия
Божества в данное место, в данный круг посвященных. В шактистских
таинствах присутствие Богини призывается посредством чтения специальных мантр, и
установкой янтр ( мистических диаграмм)
Богини.
В античной литературе неоднократно воспроизводятся призывания
Диониса во время мистерий:
"В твою честь
пылает
Алмазных звезд хоровод;
Ты ночных веселий
вождь!
О, явись! Светлый бог,
Зевса дитя!
Пусть наш град вакханок
твоих
Неистовый восторг
огласит в тьме ночной
Твою славя честь,
Дионис - владыка!" -
призывают Диониса Фиванские старцы в "Антигоне"
Софокла.[xvi]
Когда
это призывание выполнено, участники мистериального
действа рассматриваются уже как мистические воплощения Божества - Богини-Матери
или ее мужского коррелята (например, Диониса). "В тантрическом
ритуале соединения, именуемом асана, йогини или шакти представлена живой
женщиной которая представляет всю
женственную природу, сущность всех шакти в их
различных аспектах. Символически трансформируясь в Богиню в ходе ритуала,
женщина играет активную роль. Она является Богиней в плоти и крови".[xvii]
"Временное
обожествление оргиаста, испытывающего соединение с
богом, им одержимого, - общая мистическая основа Дионисовй
религии", - к такому заключению приходит, в частности, Вяч.
Иванов.[xviii]
Посвященные в Дионисовы таинства носили то же имя "Вакх", что и сам Дионис.
Учитывая
указанную выше идею постоянного сущностного единства Божества и человека, здесь
точнее говорить о выявлении божественной природы участников действа. Единство,
всегда присутствующее на самом глубинном уровне, проявляется и на более внешних
планах. Божество является посвященным не откуда-то извне, но из самых глубин их
бытия. Оно является внутренним гидом, который ведет посвящаемого через процесс
интеграции его существа. Хотя указанное отождествление, как было отмечено выше,
относится к каждому из участников мистерий, обычно выделяется некоторое
центральное лицо, в котором присутствие
Божества ощущается с особенной полнотой и которое является определенной осью
сакрального пространства, вокруг которой мистически организуется все действо. В
шактистских мистерии это кула-стри, выбранная
по жребию женщина, которая мистически представляет Шакти.
Она выступает в качестве живого образа Богини и перед ней совершают такое же богослужение, как перед мурти - храмовым
изображением в открытом культе "правой руки". В античных
мистериях иногда собственно сексуальные
практики выполнялись только одной "центральной" парой . В Элевсине это был священный брак иерофанта
и жрицы, представлявшей Деметру, в посвященных Дионису Анфестериях
- мистический брак супруги правителя Афин с Дионисом (последнее таинство
совершалось в особом святилище, именуемом "брачным чертогом".
Остальные участники таинств в этих случаях получали духовный плод через сопричастность к этим центральным тайносовершителям. Вообще в Мистериях очень важно включение
человека в общину посвященных, которая рассматривается как место в котором
присутствие Божества проявляется с особой силой. "В эзотерическом
понимании Кула представляет собой
мистическое тело Шакти, образованное
сообществом истинных кауликов (каул), освобожденных
душ."[xix]
В
мистериях важнейшую роль играют практики, связанные с чувственным наслаждением.
В практике шактизма мы находим знаменитые "5
М": вино, мясо, рыба, зерна (поджаренные, сюда же относится хлеб), сексуальное соединение. В Элевсинских
мистериях центральным символом является сжатый колос, в мистериях Диониса
ключевую роль играли ритуальное опьянение и вкушение мяса, и, если верить
обвинениям, приведшим к их запрету, также секс.
Сексуальные практики присутствовали в
элевсинском ритуале - как священный брак иерофанта и
жрицы, мистически воплощавшей Деметру - Богиню-Мать. Именно это действие в ряду
других составляющих элевсинских таинств рассматривалось как залог спасения. В
Цикле Дионисовых таинств важную роль играл ритуалный брак
супруги правителя Афин с Дионисом.
Если в
дуалистических системах
утверждается, что источник наслаждения
лежит за пределами самого человека., то в интегрально-монистических учениях
источником наслаждения является сама природа души. Блаженство есть не что-то
привносимое в человеческую душу извне, оно образует вместе с Бытием и Сознанием
ее сущность. Эта единая сущность формирует все эмпирическое существо человека
дабы выразиться в феноменальной множественности. Блаженство вечно и самосуще, хотя и не всегда проявлено в плане эмпирического функционирования
психики. Внешние объекты есть не более чем поводы по которым оно проявляется
трансформируясь в чувственные и эстетические удовольствия. Связанность с этими
объектами есть причина ограничения наслаждения во времени и пространстве и
затемнения ее изначальной сущности. И те, и другие удовольствия есть
превращенные формы одного наслаждения. Через эти формы можно прийти к его
изначальной сущности - и, следовательно, к сущности души. Трансцендентное
блаженство, хотя и скрытое Майя-шакти
возникает на мгновение подобно вспышке молнии в случае наслаждения различными
объектами наслаждения. Следовательно, хотя это блаженство возникает только на
мгновение в различных случаях, человек должен оживлять себя им. Анупранам,
или
оживление себя, означает витализацию себя посредством
возрастающего осознания блаженства, которое существует внутри. О том же
говорится в Виджнянбхайраве :
"Она
(парашакти) есть блаженство которое может быть пережито в себе, она может быть познана, только когда
человек свободен от всех мысленных построений. Она есть состояние собственной Самости человека, <...> . Она есть та, чья сущностная
природа полна блаженства единства всей вселенной. Она известна <...> как чистая форма
пронизывающая всю вселенную." (стих 15), и далее в следующих стихах,
рассматривающих способы достижения ее, говорится: "Во время сексуального
общения с женщиной , <...>
финальное блаженство во время оргазма являются блаженством Брахмана. <...> Оно не происходит от чего-то внешнего. Женщина -
это только повод для проявления этого блаженства. <...>".[xx]
Самый
процесс интеграции включает в себя изживание негативных, отягощающих душу
следов прошлого опыта возникших из-за невежества. Такой катарсис достигался
через снятие всяческих запретов, преднамеренную хаотизацию поведения. "В
психологии энтузиастических страстных служений
древние различали два момента: переживание душевного возбуждения и его
успокоительное разрешение. В священной терминологии первое обозначалось словом
"пафос" (страстное состояние), второе, словом "катарсис"
(очищение).<...>Общая
цель катартики (она же вместе и медицина, и мантика)
—оздоровление души и тела посредством удаления из них элементов или
качественно дурных и обращающихся в существе человека как зараза (miasma), или же вредных только количественно, и не субстанциально,
а модально (pathema)
:элемент желательный сам по себе может опасно нарушать равновесие душевных сил,
как чрезмерностью, так и неупорядоченностью своего присутствия и влияния; в
этом случае древняя катартика стремилась сообщить
данному элементу динамическое напряжение и искусно открывала ему путь естественной объективации возбужденных
энергий."[xxi] По-видимому аналогичный
смысл заключался и в гностических практиках, описывавшихся их противниками как
умерщвление плоти посредством удовлетворения низших потребностей до пресыщения.
Другим
важным моментом является то, что прежде чем быть интегрированным в
универсальное Бытие, посвященный должен пережить трансценденцию
своего индивидуального Эго, мистическую смерть эмпирической, ограниченной
личности. В Шактистских и орфических теологиях это
символизируется отсечением головы, как средоточия Эго. В этом состоит
мистический смысл изображения Всевладычицы Кали с
мечом и отсеченной головой. Отсечение
головы играет важную роль уже в древнейших формах Дионисова
культа. Также и в греческой алхимической
литературе, связанной с орфизмом "восстановлению состава, или
"сочленению логоса", предшествует распадение состава или расчленение
тела."[xxii] "В экстазе человек
выходит из своей ограниченности, для него нет
времени и пространства <...>, он
созерцает грядущее как настоящее".[xxiii]
Конечные
плоды приобщение к практике мистерий так отражены в орфических текстах описывающих
счастливую участь посвященного:
"Я
выскочил из круга, тяжелого и горестного! Я достиг желанного венца быстрыми стопами. Я прильнул к лону Владычицы - подземной Царицы! <...> Блаженный и счастливейший,
богом ты будешь вместо человека."[xxiv]
Таковы учения и практики мистериальных культов Греции
и Индии. В дальнейшем мы проследим судьбу материнской религиозности в
средневековой Европе и в Новое время.
[i] Элиаде М. Священное и мирское. - М.: Издательство МГУ, 1994. - С.126.
[ii] Юнг К.Г. Душа и Миф. Шесть архетипов. - Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - С.219.
[iii] Ajit Mookerji. Kali. The Feminine Force. - London: Thames and Hudson Ltd., 1988. - P.85.
[iv] Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. - СПб: Алетейя, 1994. - С.283.
[v] Шрипада Садашивачарья. Семь форм (ачар) тантрического пути.//Тантрический Путь, вып. 3-й. - М.: Тантра-Сангха, 1996. - С.23-24.
[vi] Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. - СПб: Алетейя, 1994. - С.93.
[vii] Фуко Мишель. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности//Работы разных лет. Пер. с фр. - М.: Мысль, 1989. - С.239.
[viii] Здесь и далее учение Кашмирского Шиваизма об универсальной эволюции и инволюции изложено по: Introduction to Kashmir Shaivism. - Ganeshpuri: Gurudev Siddha Peeth, 1975. - Pp.17-41.
[ix] Арсеньев Н. Пессимизм и мистика в Древней Греции//Путь, №5 октябрь-ноябрь. - Париж. - 1926. - С.52-53.
[x] Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. - СПб: Алетейя, 1994. - С.179.
[xi] Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. - СПб: Алетейя, 1994. - С.187.
[xii] Арсеньев Н. Пессимизм и мистика в Древней Греции//Путь, №5 октябрь-ноябрь. - Париж. - 1926. - С.59.
[xiii] Там же. - С.60.
[xiv] Introduction to Kashmir Shaivism. - Ganeshpuri: Gurudev Siddha Peeth, 1975. - Pp.85.
[xv] Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. - СПб: Алетейя, 1994. - С.170.
[xvi] Цит. по: Арсеньев Н. Пессимизм и мистика в Древней Греции//Путь, №5 октябрь-ноябрь. - Париж. - 1926. - С.52.
[xvii] Ajit Mookerji. Kali. The Feminine Force. - London: Thames and Hudson Ltd., 1988. - P.25.
[xviii] Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. - СПб: Алетейя, 1994. - С.142.
[xix] Шрипада Садашивачарья. Кали: Великая Богиня-Мать.//Тантрический Путь, вып. 3-й. - М.: Тантра-Сангха, 1996. - С.71.
[xx] Jaideva Singh. Shiva Sutras. The Yoga of Supreme Identity. - Delhi, Varanasi, Patna, Bangalore, Madras: Motilal Banarsidass. - Pp.213-214.
[xxi] Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. - СПб: Алетейя, 1994. - С.208.
[xxii] Рейтценштейн, цит по: Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. - СПб: Алетейя, 1994. - С.182.
[xxiii] Ю.А.Кулаковский. Смерть и бессмертие в представлениях древних греков. Цит по: Вяч. Иванов. Дионис и прадионисийство. - СПб: Алетейя, 1994. - С.212.
[xxiv] Арсеньев Н. Пессимизм и мистика в Древней Греции//Путь, №5 октябрь-ноябрь. - Париж. - 1926. - С.64