Божества индуистского тантризма.
Краткий словарь.
Составитель Арджуна Тарадаса.
А.
Агни (agni) – ведический бог огня, доставляющий жертвы богам. В этой функции аналогичен Ганапати; в целом – тождествен Дурге, Чамунде и Бхайрави.
Агхора (aghora) – третий лик Садашивы, Рудра. Также супруг Дхумавати.
Адинатха (AdinAtha) – «Изначальный Господь», имя Шивы в натхизме.
Адья-Кали (AdyAkAlI) – Изначальная Кали, включающая в Себя остальные девять. Высшая Шакти, Сущность всех божеств. Её почитание описано в «Маханирвана-тантре».
Адья-Лакшми (AdyAlaxmI) – первая из 8-и форм Лакшми.
Айи (ayI) – «Мать», имя Лалиты.
Айяппа (aiyappa) – тамильское божество, покровитель йоги. Санскритские имена – Чаранаюдха и Куккутешвара. Тождествен Харихаре. Почитается на горе Шабарималай в Тамилнаду.
Акшобхья (akShobhya) – супруг Тары. Он же Нилакантха (Нилагрива), Шива, выпивший яд халахала после пахтания мирового океана.
Алакшми (alaxmI) = Дхумавати.
Амавелиманга (amavelima~NgA) (телугу) – первая жена Венкатешвары.
Амба (ambA) (тел. Амма, там. Амман, Амбал) – «Мать». В Ведах у Рудры три Шакти: Амба, Амбика и Амбалика.
Анагха (anaghA) – Шакти Даттатреи.
Ананда-Бхайрава (Anandabhairava) и Ананда-Бхайрави – Божественная пара в Блаженстве. Почитаются как пребывающие в вине. В слиянии становятся Ардханаришварой.
Ананта-шеша – змий, на котором лежит Нараяна.
Аннапурна (annapUrNA) (т.ж. Шакамбхари (shAkambharI)) – Богиня, подающая пищу. Иконографически изображается кормящей Шиву. Почитается в Каши (Бенаресе).
Апамарджана (apAmArjana) – гневное божество в вайшнавизме, собирательный образ Нарасимхи, Варахи, Сударшаны, Вишну и Ваманы.
Апараджита (aparAjitA) – одно из имён Дурги. Т.ж. восьмая Мать (Она же Махалакшми, Йогешвари и Чанди).
Ардханаришвара (ardhanArIshwara) –
Божество, соединяющее две полярности, Шиву и Шакти. Иконографически правая часть тела – Шивы, левая – Шакти.
Б.
Багала(мукхи) (bagaLAmukhI) (Стамбхини, Питамбара, т.ж. Варахи, Вартали) –
восьмая Махавидья из списка десяти. Сила «замораживания», подавления, останавливания (стамбханы). Иконографически изображается одетой в жёлтое сари и бьющей демона при помощи палицы.
Бала (bAlA) – одна из Махавидий - Трипурасундари как восьмилетняя девочка. Её мантра – aiM klIM sauH – сокращённая панчадаши (15-слоговая Шри-видья).
Балабхадра (balabhadra) (Баларама, Халадхара) – брат Кришны, воплощение змия Ананта-шеши. Одно из главных мест почитания – храм Джаганнатхи в Ориссе.
Балагопала (bAlagopAla) – Кришна-младенец.
Баладжи (bAlAjI) = Венкатешвара (Венкатарамана, Говинда), форма Кришны в кали-югу. Почитается в храме на холме Тирумала и в ряде окрестных храмов в Андхре.
Банаи (Бану) (маратхи) – вторая жена Кхандобы, инкарнация Ганги.
Батука (baTuka) = Ватука, одна из форм Бхайравы.
Башули (bAshulI) (бенг.) = Васали, одна из 22 Махавидий. Тождественна Вишалакши и Чамунде.
Бироба (маратхи) = Вирабхадра.
Брахма – Бог в аспекте Творца. Первый из пяти ликов Садашивы, Садйоджата.
Брахмани (brahmANI) (Брахми) = Сарасвати, соответствует саттва-гуне (иногда – раджо-гуне). Т.ж. одна из восьми Матерей.
Бхагаван (bhagavAn) – букв. «пребывающий в Йони». Эпитет Высшего Божества (Кришны, Садашивы, Рудры и т.п.) и Его воплощений.
Бхагамалини (bhagamAlinI) – Богиня, пребывающая в Йони. Третий аспект Махатрипурасундари (шакти-кута).
Бхадракали (bhadrakAlI) –
одна из девяти Кали – Богиня как пожирающее пламя. Шакти Шивы-Шарабхешвары. В традиции Шри-видьи почитается в образе Пратьянгиры, Богини с ликом льва. Пратьянгира – Богиня-защитница, уничтожающая врагов бхакт.
Бхайрава (bhairava) – «Ужасный», гневный лик Шивы. Обычно выделяют восемь частных аспектов Бхайравы (Аситанга- и т.д.).
Бхайрави (bhairavI) -
пятая (иногда шестая) Махавидья из десяти, аналогична Дурге. Составляет «пару» с Трипурасундари. Олицетворяет пробуждающуюся Кундалини.
Бхуванешвари (bhuvaneshwarI) (Бхуванеши, Бхувана, Вишнумайа, Махамайа) –
четвёртая Махавидья из десяти. Шакти как Сила, управляющая проявленным миром.
Бху-Деви (bhUdevI) – богиня земли, вторая супруга Вишну.
В.
Вагвадини (vAgvAdinI), Вани (vANI) – Богиня речи, Сарасвати. Вак («речь») имеет четыре уровня, являющиеся стадиями её проявления, материализации. В высшем аспекте (пара и пашьянти) это Тара, в проявленном (вайкхари) – Матанги.
Ваджра (vajrA) – форма Тары.
Ваджравайрочани (vajravairochanI) (Ваджрайогини) = Чхиннамаста
Ваджрешвари (vajreshwarI) – второй аспект Махатрипурасундари (камараджа-кута). Соответствует телу Богини. Одна из 16 Шодаши-нитья-шакти. Т.ж. синоним Виндхьешвари.
Вайшнави (vaiShNavI) – Богиня, сочетающая три гунны, Дурга.
Вайшно Деви (vaiShNo.N devI) – форма Дурги в одном из кашмирских горных храмов.
Вакратунда (vakratuNDa) – тантрическая форма Ганапати.
Валли (vallI) (Валлаки, Валлари) – вторая жена Сканды (Муругана), т.ж. Матанги.
Вама (vAmA) – «Прекрасная; Левая». Энергия Воли.
Вамадева (vAmadeva) – второй лик Садашивы, соответствующий Вишну. Т.ж. Верховный Гуру вамачары.
Вамана (vAmana)(Тривикрама) – аватара Вишну, «карлик», обманом лишивший асуру Бали господства над тремя мирами.
Варадараджа (varadarAja) – Вишну как даритель благословений. Почитаем в Канчи, Тамилнаду.
Вараха (varAha) – аватара Вишну, «вепрь».
Варахи (vArAhI) (Вартали(vArtAlI)) – Богиня, представляющая мужской принцип в Шри-чакре (четыре треугольника вершиной вверх).
Васанта (vasanta) – бог весны, почитаемый вместе с Камадевой (Маданой) в грудях женщины.
Васали (vAsalI) (Вишалакши, Чамунда) – одна из 22 Махавидий. По преданию, открыла путь Сахаджия по велению Нитьи (Бала-трипурасундари).
Венкатешвара (ve~NkaTeshwara) – «Устраняющий страдания». Кришна в кали-югу. Он же Баладжи и Говинда.
Ветали (vetAlI) = Катьяяни, одна из девяти Дург.
Винаяка (vinAyaka) = Ганапати.
Виндхьявасини (vindhyavAsinI) (Индракши (indrAxI)) – Дурга, почитаемая в горах Виндхья.
Вирабхадра (vIrabhadra) – Шива как безудержный гнев, уничтожающий всё. Был рождён из Его волос после смерти Сати. Вирабхадра разгромил жертвоприношение девов и обезглавил Дакшу. Имеет своими параллелями Нарасимху, Шарабхешвару и Ангараку (бога Марса).
Виттхала (viTThala) (мар. Витхоба) – местная форма Вишну в Махараштре.
Вишалакши (vishAlAxI) = Чамунда
Вишну (viShNu) – Бог в аспекте хранителя. Второй лик Садашивы, Вамадева.
Г.
Гаятри (gAyatrI) – Шакти Сурьи. Иконографически изображается пятиликой. Дакшиначарский аналог Камакхьи.
Ганапати (gaNapati) (Ганеша) – сын Шивы и Парвати. Бог, устраняющий препятствия; поэтому любой ритуал начинается молитвой к нему.
Ганга (ga~NgA) – вторая супруга Шивы. Иконографически часто изображается находящейся в Его волосах.
Ганешвари (gaNeshwarI) (Ганеши) – Шакти Ганапати.
Гаруда (garuDa) (Пакшираджа (paxirAja)) – орёл, вахана («ездовое животное») Вишну. Почитается в южном вайшнавизме.
Гаури (gaurI) – «Светлая», первая супруга Шивы. Богиня в саттва-гуне. Т.ж. Тара.
Говинда (govinda) –
«Дающий Свет» = Кришна, Венкатешвара.
Говиндараджа (govindarAja) – брат Венкатешвары.
Гопала (gopAla) – «защитник коров», Кришна. Параллель шиваитскому Пашупати.
Гопи (gopI) – «пастушки; сокрытые, тайные». Возлюбленные Кришны.
Гуха (guha) = Сканда.
Гухьякали (guhyakAlI) – одна из девяти Кали. Почитание описано в «Махакала-самхите».
Гхритамари (ghR^itamArI) – Богиня-разрушительница, рождённая из волос Шивы.
Д.
Дакшина-Кали (daxiNakAlI) – первая из девяти Кали. Аналог Адья-Кали, заключающая в Себе все 10 Махавидий. Мифологически, будучи «Вама», победила Шиву («Дакшина») и стала Дарительницей Освобождения.
Дакшина-мурти (daxiNAmUrti) – Шива как Учитель-джнянин, учащий Своим молчанием. Т.ж. верховный Гуру дакшиначары.
Даттатрея (dattAtreya) (Гуру Датта, Даттараджа) – Высший Гуру, персонификация Тримурти. Первый гуру линии натхов.
Дурга (durgA) (Чанди (chaNDI)) -
супруга Шивы. Сила огня, аналог Бхайрави. Крия-шакти, энергия действия.
Дути (dUtI) – «Посланница». Одна из 16 Шодаши-нитий, т.ж. Матанги.
Дхана-Кали (dhanakAlI) (Шри-Кали) – одна из девяти Кали.
Дхара (dhArA) – «Поток», имя Тары в «Лакшми-тантре». Её воплощением был Будда.
Дхумавати (dhUmAvatI) (Пралая-Кали) – седьмая из десяти Махавидий, олицетворяющая энтропию, распад, растворение (пралаю).
ДЖ.
Джагадамба (jagadambA) – «Мать мира».
Джаганнатха (jagannAtha) – Господь Кришна в кали-югу. По легенде, первым мурти Джаганнатхи стало тело Самого Кришны. Нередко Его отождествляют с Буддой.
Джамбукешвара (jAmbukeshwara) – Шива в элементе воды.
Джаядурга (jayadurgA) – одна из форм Дурги, Богиня как Защитница (в список девяти не входит).
Джваламукхи (jwAlAmukhI) (хинд. Джваладжи) = Пратьянгира, Бхадра-Кали. Богиня как пожирающее Пламя. По легенде, на место храма Джваламукхи упал язык Сати.
Джьештха (jyeShThA) – энергия знания. Т.ж. Дхумавати.
Джьештха-лакшми (jyeShThAlaxmI) – одна из форм Лакшми, не входящая в восемь.
И.
Индрани (indrANI) (Айндри) – Шакти Индры, т.ж. Чхиннамаста.
Ишана (IshAna) (Ишвара) – пятый лик Садашивы, аспект Милости и Благодати. Т.ж. Господь Шива вообще.
Й.
Йелламман – тамильская местная Богиня. Жрецы Её культа – трансвеститы.
Йогешвари (yogeshwarI) = Махалакшми, Апараджита.
Йогини (yoginI) – частные проявления Богини. 7 йогини (от сакини до якини) находятся в чакрах. В натховской традиции каула (линии Матсьендранатхи) почитаются 64 йогини.
К.
Калабхайрава (kAlabhairava) (Калагнирудра (kAlAgnirudra)) – гневный Шива, возлюбленный Кали.
Кали (kAlI, kALI) (Калика) –
Высшая Богиня.
Калакали (kAlakAlI) (Махакали) – одна из девяти Кали.
Каларатри (kAlarAtrI) – «Чёрная Ночь», одна из девяти Дург.
Калахастишвара (kALahastIshwara) – Шива в элементе земли. Почитается в Андхре.
Камакала-Кали (kAmakalAkAlI) – одна из девяти Кали. Почитание описано в «Махакала-самхите».
Камакхья (kAmAkhyA) – «Страстная», Кали как сексуальная Страсть. Храм расположен в Ассаме; считается одним из самых важных святых мест для шактов. По легенде туда упала Йони Сати. Иконографически изображается пятиликой, восседающей на Шиве. Почитание Камакхьи описывается в «Йогини-тантре», «Камакхья-тантре» и «Калика-пуране».
Камакши (kAmAxI) = Лалита, Трипурасундари (изображается с незначительными отличиями). Почитается в Канчи, Тамилнаду.
Кама-Тара (kAmatArA) – форма Тары, «Спасающая через страсть» - синоним Камакхьи.
Камешвари (kAmeshwarI) = первый аспект Махатрипурасундари (вагбхава-кута). Т.ж. Сама Лалита.
Каньякумари (kanyAkumArI) – «Девственная», форма Дурги. Её гаятри приводится ещё в Ведах. Почитается в храме на мысе Коморин, Тамилнаду.
Картавирьярджуна (kArtavIryArjuna) – демон, воплощение Сударшаны. Был учеником Даттатрейи. Обезглавлен Парашурамой.
Карттикея (kArttikeya) = Сканда.
Каттавараян (kAttavarAyan) – демон-бхакта Деви в тамильской мифологии, воплощение Муругана. Сознательно пошёл на казнь через сажание на кол за любовь к брахманке Ариямалай, чем заставил Шиву склониться к его ногам и признать торжество Каттавараяна.
Катьяяни (kAtyAyanI) – одна из девяти Дург.
Кришна (kR^iShNa) – Высший Господь, шестой лик Садашивы, включающий в себя остальные пять, Высший Свет (паранджьёти). Отождествляется в тантрах с Кали (в редких случаях с Лалитой).
Кришна-деви (kR^iShNAdevI) – «Тёмная Богиня», одна из частных форм Тары.
Кубджика (kubjikA) – «Карлица», «ужатая» Кундалини в муладхаре. Почитается через вамачару.
Куккутешвара = Айяппа
Кумари (kumArI) – «Девственная», Богиня в образе девочки до начала менструаций. Многие Тантры предписывают ритуальное почитание кумари, девственниц. В наше время Кумари почитают в Непале.
Курукулла (kurukullA) – четвёртая из 15 Кали-нитья. В Шри-чакре – женский аспект, пять треугольников вершиной вниз. Т.ж. почитаема в буддийском тантризме.
Куху (kuhUH) – Богиня новолуния.
Кушманда (kUShmANDA) – одна из девяти Дург.
Кхандоба (Мартанда-бхайрава, Маллари, Малхари, Майрала, Малланна) – Шива в облике Солнца, побеждающий демонов Маллу (=Кайтабха) и Мани (=Мадху). Почитается на юге Индии. Часто отождествляем с Малликарджуной.
Л.
Лагхушьяма (laghushyAmA) – форма Матанги.
Лагхушодаши (laghuShoDashI) – одна из восьми форм Шодаши.
Лакшми (laxmI), Шри-деви, Камала[тмика] – Шакти как Богиня процветания, проявленного совершенства, десятая Махавидья из списка десяти. Мифологически – супруга Вишну. Выделяют восемь Её аспектов. В народном индуизме – богиня богатства.
Лалита (lalitA), Раджараджешвари (rAjarAjeshwarI), Трипурасундари (tripurasundarI), Шодаши –
Высшая Богиня как Полнота совершенства. Третья Махавидья из десяти и третья из трёх главных. Почитается в основном на юге Индии (особенно Тамилнаду) в различных формах. Её янтра – Шри-чакра. Иконографически восседает на пяти «трупах» - Садашивы, Махеши, Рудры, Вишну и Брахмы.
Ламбодара (lambodara) = Ганапати
М.
Мадана (madana) –
Камадева, т.ж. Кришна.
Малликарджуна (mallikArjuna), телугу – Малланна – форма Шивы, Он же Кхандоба, Мартанда-бхайрава и т.п. Почитаем на юге Индии.
Мантрини (mantriNI) = Матанги, Вани.
Матанги (mAta~NgI), Шьямала (shyAmalA) – девятая Махавидья из десяти, Шакти как проявленная Речь. Тантрический аналог Сарасвати. Почитается в трёх основных формах: в саттве – как Минакши (храм в Мадурай, Тамилнаду), в раджасе – как Матанги, Уччхиштха-чандалини, в тамасе – как Сумукхи. Сумукхи называют «великой Бесовкой» (mahApishAchinI); Она обитает на шмашане и обликом похожа на Калику.
Мариямман (тамил.) – местная форма Дурги и Трипуры. Почитается во многих храмах, например в Самаяпуре и в Карумари (около Канчи) – как Карумариямман. Иногда отождествляется с Ренукой, матерью Парашурамы и женой Джамадагни.
Махакали – 1. одна из девяти Кали 2. первая форма Дурги в «Деви-махатмье», Йоганидра, победившая Мадху и Кайтабху
Махалакшми – 1. проявление Лакшми в патале («нижнем» мире). 2. Восьмая (высшая) из Матерей, Она же Чанди, Йогешвари и т.п. 3. Вторая форма Дурги в «Деви-махатмье», убившая Махишасуру.
Махамайа (mahAmAyA) – «великая Иллюзия» 1. Бхуванешвари 2. Махакали.
Маханила (mahAnIlA) = Тара.
Махешвара – четвёртый лик Шивы, олицетворение тиродхана-шакти, «энергии сокрытия».
Мукамбика – местная форма Деви в Карнатаке.
Мхалса (mhALsA - маратхи) – первая жена Кхандобы, = Парвати.
Мхаскоба (маратхи) – местный образ Бхайравы в Махараштре.
Н.
Нараяна (nArAyaNa) = Вишну.
Нараяни = Дурга.
Нарасимха (narasiMha), Нрисимха (nR^isiMha), Нарахари (narahari) – «человеколев», один из Аватаров Вишну. Мистически – Высший аспект Господа, Парабрахман. «Калика-пурана» относит Нрисимху к вамачарским формам Вишну. Из десяти Махавидий соотносится с Бхайрави и Чхиннамастой.
Нарасимхи (nArasiMhI) – Шакти Нарасимхи; т.ж. одна из восьми Матерей.
Нила (nIlA) – «Синяя», 1. = Тара, особенно как Ниласарасвати 2. одна из 15-и Кали-нитья-шакти.
Нилакантха (nIlakaNTha) – Шива, выпивший яд, возникший при пахтании океана, и спасший этим мир и богов. Супруг Тары.
Ниламадхава (nIlamAdhava) = Джаганнатха.
Ниласарасвати (nIlasaraswatI), Видьяраджни (vidyArAj~nI) – проявленный аспект Тары.
Нитья (nityA) – «Вечная», Богиня Любви, Бала, Лалита. Покровительница пути сахаджия.
Нирвана-шодаши – последняя из восьми форм Шодаши.
П.
Падмавати (padmAvatI) – 1. вторая жена Венкатешвары 2. аспект Тары.
Пандуранга (pANDura~Nga) = Виттхала.
Пара – «Высшая».
Парвати (pArwatI) – «Горная», т.е. Дочь царя Гималаев. Перерождение супруги Шивы – Сати.
Питамбара (pItAmbarA) = Багала, «одетая в жёлтое».
Пратьянгира (pratya~NgirA), Махакритья (mahAkR^ityA) –
одна из гневных Шакти в Атхарвана-веде, аналог Бхадракали. Почитается с целью защиты от магических нападений и для уничтожения врагов. Также отождествляется с Махиша-мардини и Сиддхалакшми.
Р.
Раджараджешвари (rAjarAjeshwarI), Раджараджеши = Махатрипурасундари как Всевышняя Владычица, собирательный образ всех Махавидий.
Радха (rAdhA), Радхика – «Молния», Возлюбленная Кришны. Олицетворение силы Любви (хладини-шакти). Т.ж. = Кула-кундалини. Мистический вайшнавизм ставит почитание Радхи превыше почитания Кришны. Сам Кришна в одной из Агам говорит: «Без почитания Радхи бесполезно почитать Меня».
Рака (rAkA) – богиня полнолуния.
Ракини (rAkiNI) – йогини свадхиштхана чакры по классификации каула-тантр. «Рудра-ямала» отождествляет Её с Радхой. По системе Шри-видьи Ракини – йогини анахата-чакры.
Ракта (raktA) – Шакти в раджо-гуне, Трипура.
Рама (ramA) = Лакшми.
Рама (rAma) – аватара Вишну. Чаще всего Тантры называют Раму проявлением Тары. Йогически олицетворяет пингала-нади (тогда как Кришна – иду).
Рама (rAmA) = Дурга.
Ранга[натха] (ra~Nga[nAtha]) – форма Вишну, почитаемая в Шри-ранга-паттинам, Тамилнаду. Изображён возлежащим на змее Шеше.
Рати (rati) – «Любовная страсть», супруга Камадевы.
Ратиприя (ratipriyA) – одна из якшини. Её почитание описывается в некоторых Тантрах, например, в «Гуптасадана-тантре».
Раудри (raudrI) – энергия действия, крия-шакти.
Ревати (revatI) – супруга Баларамы.
Ренука[-шабари] (reNukA[shabarI]) – форма Дурги. Мифологически – мать Парашурамы.
Рудра (rudra) – Шива в Ведах. Т.ж. Шива как разрушитель, Агхора.
Рукмини (rukmiNI) – супруга Кришны.
С.
Савитри (sAvitrI) – «Солнечная», Шакти Сурьи, Гаятри.
Садашива – 1. Высший Шива, соединяющий все пять ликов 2. Шива в аспекте Милости (ануграха), пятый лик.
Сантана-гопала (santAnagopAla) – частный аспект Кришны, почитаемый женщинами с целью родить ребёнка.
Сантана-лакшми – одна из восьми Лакшми.
Сантоши-ма (santoShImA.N) – местная форма Дурги.
Сати (satI) – первая жена Шивы, дочь Дакши.
Сатьянараяна (satyanArAyaNa) – одна из форм Вишну, персонификация Истины.
Сарасвати (saraswatI) – Богиня Речи, искусств и наук. Высшая форма Сарасвати – Анируддха-сарасвати (aniruddhasaraswatI) – и есть Кали и Тара.
Саумья (saumyA) – «Благая», «Прекрасная», = Лалита.
Сиддхи (siddhi) – одна из двух жён Ганапати (вторая – Буддхи).
Сиддхивинаяка (siddhivinAyaka) – тантрическая форма Ганапати, изображаемый с хоботом, повёрнутым вправо.
Сиддхидатри (siddhidAtrI) – «Дарующая сиддхи», последняя из девяти Дург.
Сиддхи-кали (siddhikAlI) – одна из девяти Кали, Её прекрасная форма. Мантра дана в «Кали-тантре».
Сиддхи-лакшми – тантрическая форма Лакшми. Соединяет в Себе Дургу, Сарасвати и Лакшми. Иногда отождествляется с Пратьянгирой.
Симхасанешвари = Лалита, Раджараджешвари.
Сканда (skanda) – сын Шивы, Высший Гуру. Персонифицирует арохана-шакти, «энергию поднятия». В саттва-гуне это подъём Кундалини, в раджо-гуне – сексуальное возбуждение, в тамо-гуне – гнев и т.п. Мифологически – Бог войны, йоги и красоты. В Тамилнаду известен как Муруган. В народном индуизме – т.ж. покровитель воров.
Стамбхини – «останавливающая» = Багала.
Субхадра (subhadrA) – воплощение Дурги, сестра Кришны и жена Арджуны.
Сударшана[чакрараджа] (sudarshana[chakrarAja]) – Высший Вишну, Парабрахман. Отождествляется с Сахасрара-чакрой. Мифологически – диск Вишну. Почитается в южном вайшнавизме (Шри-сампрадае), в том числе и в оккультных садханах. Иногда считается параллелью Сканды.
Сударшана-нарасимха – самый гневный образ Господа Вишну. Аналог Шарабхи в шиваизме.
Сумукхи – гневный облик Матанги.
Сундари = «Красавица», Трипурасундари, Лалита, Шодаши.
Сурьянараяна (sUryanArAyaNa) – Вишну в форме солнца. Аналог Мартанда-бхайравы.
Т.
Таледжу – непальская форма Деви.
Тара (tArA), Тарини (tAriNI) -
«Спасающая». Высшая Шакти как нисходящая Благодать. Вторая из десяти Махавидий, одна из трёх главных. Почитается исключительно через вамачару и её разновидности (в том числе методом буддийских тантр, чиначарой). В Индии почитаема в Бенгалии и Ассаме. Один из самых известных Её храмов – Тарапитх в западной Бенгалии. Там жил один из великих тантрических сиддхов недавнего времени – Вамакшепа.
Таракешвара – одна из форм Шивы.
Трипура (tripurA) – «тройственная» Деви: Бала, Шодаши и Бхайрави.
Трипута (tripuTA) = Бхуванеши.
Трьямбакешвара (tryambakeshwara) – «Владыка трёх Матерей» или «Треокий Владыка», Рудра.
У.
Ума (umA) – Возлюбленная Шивы. Фигурирует уже в Кена-упанишаде: открывает богам Знание Брахмана.
Уччхиштха-ганапати (uchchhiShThagaNapati) – «питающийся объедками Владыка множеств», тантрическая форма Ганапати, Ганапати как дарующий джняну. Называется «слоном-бесом», почитается на шмашане.
Х.
Хамсакали (haMsakAlI) – одна из девяти Кали в «Агамататтва-виласе». Соответствует Шрийони-кали (Дхана-кали).
Хануман (hanumAn), Анджанея, Паванапутра – воплощение Рудры, бхакта Рамы. Идеал дасья-расы и вира-бхавы.
Хара (hara) = Рудра.
Харасиддха (harasiddhA) – одна из 22-х Махавидий в «Рудра-ямале», местная гималайская богиня.
Хари (hari) = Вишну, Кришна.
Харихара – Божество, сочетающее в себе Шиву и Вишну. Иконографически правая половина его тела – Вишну, а левая – Шивы.
Хаягрива (hayagrIva), Хаяширша (hayashIrSha) – Вишну как образ Веды и джняны. Составляет пару Сарасвати. Изображается с конской головой.
Ч.
Чамунда (chAmuNDA) – Дурга в форме Пламени, уничтожающая демонов. Т.ж. одна из восьми Матерей.
Чандалини (chANDAlinI) = Кундалини. Т.ж. Матанги, иногда – Тара. Технически – женщина низкой касты или во время месячных.
Чанди, Чандика (chaNDikA) – «Гневная», = Дурга.
Чандика-кали, Чамунда-кали – одна из девяти Кали.
Чандрагханта (chandraghaNTA) – одна из девяти Дург.
Чидамбареша (chidambaresha) – Шива в элементе эфира, Он же Натараджа. Почитается в Чидамбарам, Тамилнаду.
Чинтапурни (chintApUrNI) – «исполняющая желания», местная форма Чхиннамасты в Гималаях.
Чхиннамаста (chinnamastA) –
одна из десяти Махавидий, возникшая из оргазмического экстаза Шакти и Шивы. Йогически – персонификация свидетельствующего Сознания (иконографически олицетворяемого отрубленной от тела, пракрити, головой), сушумна-нади. Её сопровождают две йогини: Дакини и Варнини. В буддизме Чхиннамасту называют Ваджрайогини и Ваджравайрочани.
Ш.
Шайлапутри, Шайласута, Шайлавасини (shailavAsinI) – «Дочь гор», первая из девяти Дург и одна из 22-х Махавидий. Тождественна Виндхьявасини, Виндхьешвари.
Шамбху (shambhu) – «Благой», имя Высшего аспекта Шивы.
Шамбхави (shAmbhavI) – Шакти в саттва-гуне. Т.ж. одна из вариаций Панчадаши.
Шанкара (sha~Nkara) – «Творящий благо», = Шамбху.
Шанмукха (ShaNmukha) – «Шестиликий», = Сканда.
Шарабха, Шарабхешвара (sharabheshwara) – изначальная форма гнева Шивы. Из Него возник Бхайрава. Согласно «Шива-пуране» и «Калика-пуране», Шарабха убил Вараху и Нрисимху. Шакти Шарабхи – Пратьянгира.
Шараванабхава (sharavaNabhava) = Сканда.
Шарва (sharva) – форма Рудры.
Шитала (shItalA) – «Холодная», одна из частных форм Деви. В народном индуизме – богиня оспы.
Шмашана-кали – одна из девяти Кали.
Шодаши (ShoDashI) – «шестнадцатилетняя», олицетворение Полноты Божества, а т.ж. лунного цикла (из 16-и фаз). Она же Лалита, Сундари и т.п.
Шри – 1. Лакшми 2. Лалита, Шри-видья.
Шри-кали, Дхана-кали (dhanakAlI) – одна из девяти Кали.
Шьяма (shyAma) = Кришна.
Шьяма (shyAmA) – «Тёмная». 1. Матанги 2. Кали.
Шьямала = Матанги, Минакши.