Свами Шивананда. Тантра- йога. (выдержки)
|
Приветствия
Матери, Которая есть Парабрахман ведантистов, Парамашива приверженцев
шайва-сиддханты, Махавишну вайшнавов, Отец Небесный христиан, Аллах мусульман,
Иегова иудеев, Нирвана буддистов, Ахурамазда зороастрийцев, Вещь-в-себе западных
философов и Бог Всемогущий всех религий.
Шактистская философия стара, как Веды. «Деви-сукта» Ригведы — настоящий источник
шактистского учения. Богиня представляет собой не только принцип творения,
принцип благости, принцип космической энергии, но также принцип Божественного
Знания. Слава Деви в высшей степени воспета в шактистских Агамах и Тантрах, а
также в «Деви-бхагавате».
Махадеви, или Махешвари, или Парашакти, — Высшая Сила, или Шакти, Высшей
Сущности. Она — Создательница вселенной. Дурга, Трипурасундари, Лалита,
Раджараджешвари — это все формы Парашакти, или Мула-Пракрити, или Чит-Шакти, или
Брахма-Шакти.
В шактистском учении Шива — это высшее неизменное вечное Сознание, а Шакти — Его
движущая и Энергия. Вселенная является силой, энергией. Вселенная — проявление
славы Богини. Таково утверждение шактистского учения. Шакти является Силой Бога,
обладающего Шакти.
Практика тантры обеспечивает потрясающие сиддхи, или силы. Ее следует изучать от
тантрического сиддха-гуру. Обучающийся тантрик должен обладать качествами
чистоты, веры, преданности, приверженности своему гуру, сострадания к другим,
смирения, мужества, вселенской любви, правдивости, отсутствия зависти и
алчности, а также удовлетворенности. Отсутствие этих качеств в практикующем
означает большое оскорбление самого принципа шактизма.
Шактизм представляет собой одну из самых мощных сил для духовного обновления
индусов. Когда он практикуется невежественными, непросвещенными и
неподготовленными лицами, то приводит к серьезным злоупотреблениям; при этом не
отрицаются такие самые деградированные формы шактизма, как магия, аморальность и
оккультные силы. Примером извращенного выражения истины и вырождения изначальных
практик служит теория пяти макар — мадьи, или вина, мамсы, или мяса, матсьи, или
рыбы, мудры, или символических действий, и майтхуны, или соития.
Шактистская тантра — это адвайтавада. Она провозглашает, что дживатма и
Параматма — одно. Шакты принимают Веды как основополагающие писания. Они также
признают шактистские Тантры как тексты, разъясняющие пути достижения той же
цели, о которой говорится и в Ведах.
Система тантры является интегральной частью индуизма. Шактистская система — одна
из наиболее важных восточных систем. Тантра-шастра предполагает тщательное и
глубокое изучение. Фундаментальные идеи этой системы находятся в полном согласии
с ее основой. Учения Тантр очень верны. Система тантры является интегральной
частью индуизма. Шактистская система — одна из наиболее важных восточных систем.
Тантра-шастра предполагает тщательное и глубокое изучение. Фундаментальные идеи
этой системы находятся в полном согласии с ее основой. Учения Тантр очень верны.
Шактистская тантра — это садхана-шастра адвайта-веданты. Несомненно, это
глубокая и мощная система.
«Маханирвана-тантра» и «Куларнава-тантра» — важнейшие книги тантра-шастры. «Йога-кундалини
Упанишад» и «Йога-таттва Упанишад» Кришна-Яджурведы, Джабала-даршана, «Тришикха-брахмана»
и «Вараха Упанишад» весьма полезны для обретения знания о кундалини-шакти и
методах ее пробуждения и подъема к сахасрара-чакре в макушке головы.
Тантры — это не книги по колдовству или ведовству, магическим заклинаниям и
мистическим формулам. Они удивительные писания. Все люди независимо от касты,
вероисповедания и цвета кожи могут извлечь из них вдохновение и обрести духовную
силу, мудрость и вечное блаженство. Это садхана-шастры, указывающие путь к
освобождению, совершенству, свободе и бессмертному блаженству.
Тантра — это спасающая мудрость. Это надежный корабль, безопасно переносящий
человека к другому берегу бесстрашия, бессмертия, свободы и совершенства.
Тантра разъясняет (таноти) с великой тщательностью и в деталях знание о таттве
(Истине, или Брахмане) и мантре (мистических звукосочетаниях). Она спасает (транат)
и потому называется тантрой.
Тантра в некоторых своих аспектах является тайным учением. Это гупта-видья. Вы
не можете выучить ее, изучая книги. Необходимо получать знание и практику от
практикующих тантриков, тантрических ачарьев и гуру, которые держат ключ к ней.
Слово «шакти» происходит от корня «шак», означающего «быть способным», «делать».
Шакти символически выступает как женское начало, но в реальности это нечто ни
мужское, ни женское, а только сила, которая проявляет себя в различных формах.
Земля, вода, огонь, воздух, эфир, электричество — это ее грубые формы, известные
как апара-пракрити. Жизненный элемент представляет ее Пара-пракрити. Ум
представляет собой модификацию Чит-Шакти.
Тантра-йога придает особое значение развитию сил, сокрытых в шести чакрах — от
муладхары до аджни.
Садхаки бывают трех типов, а именно: пашу, виры и дивьи. Только пашу-садхаки
являются теми, кто практикуют паньча-макару, т.е. используют матсью, мамсу,
мадью, мудру и майтхуну (соитие). Эзотерическое значение этих пяти макар состоит
в том, чтобы «убить эгоизм, контролировать плоть, пить вино опьянения Богом и
пребывать в единстве с Господом Шивой». Такова божественная практика
дивья-садхаков, ведущих божественную жизнь. Удаляйте прочь пашу-вритти, животные
устремления, и пробуждайте дивья-вритти, или божественную природу.
Пусть Парашакти, или Деви, — Вселенская Матерь Джагадамба — благословит вас всех
мудростью, миром и Бессмертным Блаженством.
Философия шакти-йоги
Сила, или активный аспект имманентного Бога, и есть Шакти. Шакти — воплощение
силы. Она поддерживает целую вселенную. Она — Та Высшая Сила, которая является
Матерью вселенной. Она — Дурга, Кали, Чанди, Чамунди, Трипурасундари,
Раджараджешвари. Нет различия между Богом и Его Шакти, так же как нет различия
между огнем и его сжигающей силой.
Тот, кто почитает Шакти, которая есть Бог в форме Матери, как высшую Силу,
которая творит, поддерживает и снова вбирает в Себя всю вселенную, называется
шактой. Все женщины являются формами Божественной Матери.
Шива — неизменное Сознание. Шакти — Его изменчивая Сила, которая проявляется как
ум и материя. Шакти-вада, или шакта-даршана, представляет собой форму монизма,
или адвайтавады.
Шакта выполняет садхану, которая помогает пережить единство Шивы и Шакти через
пробуждение сил внутри тела. Он становится сиддхой в садхане, когда он в
состоянии пробудить кундалини и пронзить шесть чакр. Это должно быть сделано
совершенно практическим способом под руководством гуру, который сам стал
совершенным. Шакти должна быть пробуждена дхьяной, бхавой, джапой и мантра-шакти.
Мать, воплощение пятидесяти букв, присутствует в форме различных букв в
определенных чакрах. Замечательная музыка возникает от гармоничного удара по
струнам музыкального инструмента. Подобно этому, когда ряды букв подвергаются
воздействию по порядку, Мать, которая движется в шести чакрах и является самой
Самостью букв, пробуждается. Садхака легко достигает сиддхи, когда Она
пробуждена. Трудно сказать, когда и как именно Она покажет Себя тому садхаке.
Садхана означает подъем или пробуждение силы Шакти. Характер садханы зависит от
наклонностей и возможностей садхаки.
Шакти может быть определена как то, чем мы живем и существуем в этой вселенной.
В этом мире все желания и нужды ребенка удовлетворяются Матерью. Мать
присматривает за его ростом, развитием и поддержанием. Даже все потребности
жизни и ее проявления в этом мире зависят от Шакти, или Вселенской Матери.
Ни один не может избавить себя от тирании ума и материи без милости Матери.
Оковы майи слишком тяжело разбить. Если вы почитаете Ее как Великую Мать, вы
сможете очень легко подняться выше пракрити, благодаря Ее благотворной милости и
благословениям. Она устранит все препятствия на пути и безопасно приведет вас в
бескрайнюю обитель вечного Блаженства и сделает вас абсолютно свободными. Когда
Она удовлетворена и дарует Свои благословения вам, только тогда вы сможете
избавить себя от ограничений этой труднопреодолимой сансары.
Первый звук, который произносит новорожденный ребенок или детеныш зверей, это
имя возлюбленной Матери. Есть ли хотя бы один ребенок, который не был бы обязан
всем привязанности и любви своей Матери? Это Мать — Та, кто защищает вас,
утешает вас, поощряет вас и лелеет вас. Она — ваш друг, философ, наставник и
руководитель по жизни. Человеческая мать — это проявление Вселенской Матери.
Всевышний Господь предстает как Шива, а Его Сила предстает как Его супруга —
Шакти, Дурга или Кали. Подобно тому, как муж и жена присматривают за
благополучием семьи, также и Господь Шива и Его Шакти увлеченно наблюдают за
делами этого мира.
Радха, Дурга, Лакшми, Сарасвати и Савитри — пять первичных форм Богини, или
высшей Пракрити. Дурга уничтожила Мадху и Кайтабху через Вишну. Как Махалакшми
Она уничтожила Махишасуру, и как Сарасвати Она уничтожила Шумбху и Нишумбху с их
соратниками Дхумралочаной, Чандой, Мундой и Рактабиджей.
Когда Вишну и Махадева уничтожали различных асуров, сила Деви была в Них. Деви
призвала Брахму, Вишну и Рудру и дала им силу, необходимую для трудов по
созданию, сохранению и разрушению. Она находится в центре вселенной. Она — в
муладхара-чакре нашего тела. Она наполняет жизнью наше тело, двигаясь по сушумне.
С вершины горы Меру Она наполняет жизнью вселенную.
В этой системе шактистской философии Шива является вездесущим, безличным,
недействующим. Он — чистое Сознание (Чит). Шакти динамична. Шива и Шакти связаны
как пракаша и вимарша. Шакти (вимарша) — это Сила, непроявленно присутствующая в
чистом Сознании. Вимарша производит мир, основанный на различиях. Шива —
Сознание (Чит), Шакти — Форма Сознания (Чидрупини). Послушные Шакти, Брахма,
Вишну и Шива выполняют свои обязанности по творению, сохранению и разрушению.
Шакти наделена иччхой (волей), джняной (знанием) и крийей (действием). Шива и
Шакти едины. Шива-таттва и Шакти-таттва неразделимы. Шива всегда с Шакти.
Шактистская философия насчитывает тридцать шесть таттв. Шакти присутствует в
Шакти-таттве, нада — в Садакхья-таттве, бинду — в Ишвара-таттве. Творческий
аспект Высшего Шивы называется Шива-таттвой. Это — первое творческое движение.
Шакти-таттва есть воля Шивы. Это семя и лоно всего мира.
Первое проявление называется Садакхья, или Садашива-таттва. В этой таттве
начинается формирование идей. В ней находится нада-шакти. Далее следует
Ишвара-таттва. Эта таттва называется бинду. Четвертая таттва — видья, или
шуддхавидья. Затем пракрити преобразуется в таттвы ума, чувств, материи, из
которых состоит мир.
Нада и бинду — названия различных проявлений Шакти. На самом деле нада —это
Шива-шакти. Шива имеет два аспекта. В одном из них Он — высший и неизменный
Саччидананда. Это — Парасамвит. В другом аспекте Он видоизменяется в целый мир.
Причиной изменений является Шива-таттва. Шива-таттва и Шакти-таттва неразделимы.
Шакти-таттва — первый динамический аспект Брахмана.
Нишкала-Шива — это Ниргуна-Шива. Он не соединен с творческой шакти. Сакала-Шива
связан с творческой шакти. Майя (пракрити) находится в лоне Шакти. Майя —- это
матка мира. Она потенциальна в период растворения и динамична в период творения.
Под руководством Шакти майя развивается в различные материальные элементы и
другие физические составляющие всех чувствующих существ. В шактистской философии
рассматриваются тридцать шесть таттв. В шактистской философии мы встречаем
понятия Брахман, Шакти, нада, бинду и шуддхамайя. В философии шайва-сиддханты —
Шива, Шакти, Садакхья и шуддхамайя. Дальнейшее развитие в философии шактизма
описывается так же, как в шайва-сиддханте.
Познание Шакти ведет к спасению. «Шактиджнянам вина деви нирванам найва джаяте»
— (Ишвара сказал:) «О Деви, без познания Шакти нельзя достигнуть освобождения».
Находясь под влиянием майи, джива (индивидуальная душа) считает себя действующей
и пожинающей плоды действий, идентифицирует себя с телом. Милостью Шакти и с
помощью садханы (самовоспитания), индивидуальная душа освобождает себя от всех
уз, достигает духовного прозрения и погружается в Высшее.
В действительности существует лишь Единое Я. Познаваемое есть лишь познающий.
Брахман кажется миром лишь в зеркале ума (майи). Любой объект есть ни что иное,
как Единое Я, которое из-за действия майи кажется не-Собой Самому Себе как
субъекту. Трипути (познающий, познание и познаваемое) исчезает в
нирвикальпа-самадхи. Существует лишь Высший Шива (Брахман).
В «Кенопанишад» сказано, что боги возгордились, одержав победу над асурами. Они
ошибочно приписали свой успех собственной доблести и отваге. Господь решил
проучить их. Он возник перед ними в образе якши, огромный, не имеющий ни конца,
ни края. Девы никак не могли понять, что это такое, и послали Агни, чтобы он это
выяснил. Якша спросил Агни: «Кто ты такой и какова твоя сила?». «Я — Агни,
Джатаведас, — ответил Агни. Я могу в мгновение ока сжечь всю вселенную». Якша
положил перед Агни сухую травинку и попросил ее сжечь. Агни не смог сделать это.
Он, устыдясь, бежал от якши. Тогда боги отправили Вайю разузнать, кто такой якша.
Якша сказал Вайю: «Кто ты и какова твоя сила?». Вайю ответил: «Я — бог ветра. Я
могу сдуть прочь весь мир». Тогда якша положил перед Вайю травинку и попросил ее
сдуть. Но Вайю не мог даже сдвинуть ее с места. Он убежал, полный стыда.
Последним отправился сам Индра. Придя, он обнаружил что якша исчез. Тогда
явилась к нему Ума и открыла ему, кто такой на самом деле якша. «Сила
Божественной Матери, — сказала Она, — а не сила богов увенчала вас победой. Это
Шакти, или Ума, или Хаймавати, сестра Кришны, — источник силы всех богов». Шакти
— великий учитель джняны. Она изливает мудрость на своих преданных.
Да удостоитесь все вы милости Шакти, Вселенской Матери, и да насладитесь
блаженством конечного освобождения!
Шакти — Чидрупини. Она — чистое, блаженное Сознание. Она — Мать всей природы,
Она — сама Природа. Она — Cила Господа Шивы, Брахмана. Она — режиссер мирового
представления. Она помогает Господу развлекаться игрой (лилой). Она —
Джагаджджанани (Создательница мира), Махишасурамардини (Убийца Махишасуры),
Бхрантинашини (уничтожающая иллюзию, авидью), Даридрьянашини (уносящая
бедность).
Деви — это Шакти Господа Шивы. Она — джада-шакти и чит-шакти. Она — иччха-шакти,
крия-шакти и джняна-шакти. Она — майя-шакти. Шакти — это пракрити, майя,
махамайя, Шри Видья. Шакти — это сам Брахман. Она — Лалита, Кундалини,
Раджешвари, Трипурасундари, Сати и Парвати. Сати проявила себя Господу Шиве в
десяти формах, десяти Махавидья. Это — Кали, Багаламукхи, Чхиннамаста,
Бхуванешвари, Матанги, Шодаши, Дхумавати, Трипурасундари, Тара и Бхайрави.
Шактизм (поклонение Шакти) — одна из самых древних и самых распространенных в
мире религий. В этом мире каждый желает силы и любит ею обладать. Все одержимы
силой, и хотят с ее помощью взять власть над другими. Война — это открытое
проявление жажды власти. Шактистами являются все ученые. Тот, кто стремится
покорять силой воли и обаянием, тоже шактист. В действительности каждый человек
в этом мире шактист.
Сейчас ученые утверждают, что все есть энергия, и что энергия лежит в основе
всех форм материи. Последователи философской школы шакта говорят об этом с
незапамятных времен. Они считают также, что эта энергия — лишь ограниченное
проявление Бесконечной Высшей Силы, Махашакти.
Шакти всегда с Шивой. Они неразлучны, как огонь и жар. Шакти преобразуется в
нада, и нада — в бинду. Мир есть проявление Шакти. Шуддхамайя — это чит-шакти.
Пракрити — это джада-шакти. Нада, бинду и все прочее суть лишь названия
различных аспектов Шакти.
Бессчетные вселенные — лишь пылинки у святых стоп Божественной Матери. Ее слава
невыразима. Ее великолепие несказанно. Ее величие неописуемо. Она изливает Свою
милость на тех, кто искренне предан Ей. Она ведет индивидуальную душу от чакры к
чакре, от уровня к уровню и соединяет ее с Господом Шивой в сахасраре.
Тело есть Шакти. Нужды тела — Ее нужды. Когда человек наслаждается, это Шакти
наслаждается через него. Ей принадлежат его глаза, уши, руки и ноги. Она видит
его глазами, слышит его ушами. Тело, ум, прана, чувство «я», интеллект, все
органы и все процессы суть Ее проявления.
Шактизм говорит о личностном и безличном аспектах Божества. Брахман может быть
нишкала (без пракрити) или сакала (с пракрити). Последователь веданты расскажет
вам о Нирупадхика-Брахмане (чистом Ниргуна-Брахмане, лишенном майи) и
Сопадхика-Брахмане (с упадхи, майей). По сути это одно и то же. Разница только в
названиях. Все это — игра слов, шабда-джалам. Люди спорят друг с другом из-за
слов, ведут словесные войны, ссорятся из-за мелочей, занимаются логическими
упражнениями и интеллектуальной гимнастикой. На самом же деле сущность едина.
Только глина представляет собой истинную реальность; вещи, которые из нее
сделаны — горшки и все прочее, — различаются лишь названиями. Шакти в
Ниргуна-Брахмане потенциальная, тогда как в Сагуна-Брахмане она кинетическая (динамическая).
Основа шактизма — Веды. Шактизм утверждает, что единственный источник и
авторитет (прамана) в том, что касается трансцендентальных или сверчувственных
явлений, таких, например, как природа Брахмана, — это Веды. Шактизм — это всего
лишь практическая веданта. Духовный опыт шакты идентичен опыту ведантиста.
«Деви-сукта», «Шри-сукта», «Дурга-сукта», «Бху-сукта» и «Нила-сукта» Ригведы,
наряду с особыми шактистскими Упанишадами, такими как «Трипуратапини Упанишад»,
«Ситопанишад», «Деви Упанишад», «Саубхагья-Лакшми Упанишад», «Сарасвати Упанишад»,
«Бхаванопанишад», «Бахвричопанишад» и др., прямо указывают на материнский аспект
Бога. «Кена Упанишад» также повествует об Уме (Хаймавати), которая открыла
знание Себя Индре и девам.
Божественная Мать повсюду тройственна. Она обладает тремя гунами — саттвой,
раджасом и тамасом. Она проявляется как воля (иччха-шакти), действие (крия-шакти)
и знание (джняна-шакти). Соединенная с Брахмой, Она — Брахма-шакти (Сарасвати),
с Вишну — Вишну-шакти (Лакшми), и Шива-шакти (Гаури) в соединении с Шивой.
Поэтому Она зовется Трипурасундари (Прекраснейшая в трех мирах).
Обитель Трипурасундари, Божественной Матери, называется Шри-Нагара. Это
великолепное жилище окружено двадцатью пятью крепостными валами, представляющими
собой двадцать пять таттв. Посредине расположен ослепительный дворец Чинтамани.
В Шри-Чакре этого чудесного дворца, в бинду-питхе, восседает Божественная Мать.
Такое же Ее обиталище находится и в теле человека. Весь мир — Ее тело. Горы — Ее
кости, реки — Ее вены, океан — мочевой пузырь. Солнце и луна — Ее глаза. Ее
дыхание — ветер, Ее рот — Агни.
Шакти испытывает бхукти (наслаждение миром) и наслаждается мукти (конечным
освобождением). Сам Шива является в образе человека, наделенного жизнью — смесью
боли и радости. Если вы всегда будете помнить это, то любая двойственность,
ненависть, ревность, гордость развеются как дым. Вы должны рассматривать любую
человеческую деятельность как поклонение, религиозный акт. Удовлетворение
естественных потребностей, общение, еда, ходьба, видение, слышание — становится
поклонением Господу, если вы правильно ко всему относитесь. Это Сам Шива
действует в человеке и через него. О каком же тогда эгоизме или индивидуализме
может идти речь? Все действия человека божественны. Пульс единой вселенской
жизни бьется во всех сердцах, видит любым глазом, действует любой рукой, слышит
каждым ухом. Какой потрясающий опыт приобретает тот, кто почувствует это,
сокрушив свое крошечное «я»! Прошлые самскары, прежние васаны, привычка думать
по-старому — вот препятствия на вашем пути к этому ощущению Единого Целого.
Обучающийся должен считать мир идентичным Божественной Матери. Что бы он ни
делал, он всегда чувствует себя образом Божественной Матери, и таким образом
утверждает это тождество. Он чувствует также, что Божественная Мать едина с
Парабрахманом.
Вот что чувствует продвинутый садхака: «Я — Деви, и Деви — во мне». Он почитает
себя как Деви, вместо того, чтобы обожествлять внешние предметы. «Са’хам — Я
есть Она», — говорит он.
Шактизм — это не просто теория или философская система. Он предусматривает
систематическую садхану, йогу, постоянное обучение, соответствующее темпераменту,
способностям и степени продвинутости садхаки. Все это помогает обучающемуся
пробудить кундалини и соединить ее с Господом Шивой, и насладиться высшим
блаженством нирвикальпа-самадхи. Когда кундалини спит, человек пробужден для
мира. Он обладает предметным сознанием. Когда же Она пробуждена — он спит. Он
теряет всякое осознание мира и становится единым целым с Господом. Во время
самадхи тело сохраняет жизнь благодаря потоку нектара от соединения Шивы и Шакти
в cахасраре. Нельзя практиковать шакти-йога-садхану без гуру. Он инициирует
обучающегося и передает ему божественную шакти.
Физическое совокупление с женщиной — это грубая майтхуна. Она происходит из-за
пашу-бхавы, животной природы (грубого инстинкта). Мать Кундалини Шакти
соединяется с Господом Шивой в сахасраре во время нирвикальпа-самадхи. Это —
настоящая майтхуна, блаженное слияние. Оно происходит благодаря дивья-бхаве,
божественной природе. Вы должны прийти от пашу-бхавы к дивья-бхаве с помощью
сатсанги, служения гуру, отречения и бесстрастия, неразличения, джапы и
медитации.
Почитание Божественной Матери, совершаемое с сильной верой, совершенной
преданностью и самоотдачей, поможет Вам обрести Ее милость. Только Ее милостью
можете вы достичь знания Непреходящего.
Слава Трипурасундари, Матери Мира, Кто известна также как Раджараджешвари и
Лалита Деви! Да благословит Она всех вас!
ПОЧИТАНИЕ
МАТЕРИ
Почитание Матери состоит в почитании Бога как Божественной Матери — Шри Маты.
Шакти — это сила Господа, или космическая энергия. Шакти представляет собой
энергетический аспект Ишвары, или Господа. Шакти содержится в Господе. Так же,
как вы не можете отделить жар от огня, так же вы не в состоянии отделить Шакти
от Бога, обладателя Шакти. Шакти и Обладатель Шакти — одно. Они неразделимы.
Почитание Дурги (или Парвати, или Кали и т.д.) — это на самом деле почитание
Господа Шивы. Божественная Мать в своем аспекте Дурги представлена держащей
десять видов оружия и других атрибутов в Своих десяти руках и восседающей на
льве.
Электричество, магнетизм, сила, жар, свет, пять элементов и их сочетания — все
это вечные проявления Шакти. Разум, способность различения, психическая сила и
воля — тоже все Ее вечные проявления. Она поддерживает и осуществляет лилу
Господа через три гуны — саттву, раджас и тамас. Знание (видья), покой (шанти),
вожделение, гнев, зависть, эгоизм и гордыня — также все Ее формы. Ее проявления
неисчислимы. Дурга, Кали, Бхагавати, Бхавани, Амба, Амбика, Джагадамба,
Камешвари, Ганга, Ума, Чанди, Чамунда, Лалита, Гаури, Кундалини, Тара,
Раджешвари, Трипурасундари и другие — все это Ее формы. Она — это Парашакти,
Радха, Дурга, Лакшми, Сарасвати и Савитри, пять олицетворений Пракрити. Она
почитается как Дурга, Лакшми и Сарасвати во время девяти дней праздника Дуссера.
Она покоится спящей в муладхара-чакре в форме змеевидной силы, или спиралевидной
энергии, известной как «кундалини-шакти». Она — в центре жизни всей вселенной.
Она — изначальная сила жизни, поддерживающая все существующее. Она оживляет тело,
растекаясь по сушумна-нади и нервам. Она оживляет своей энергией всю вселенную.
Она — энергия солнца, благоухание цветов, красота ландшафтов, благословенная
Матерь Гаятри Вед, цвета радуги, мудрость ума, действенность лекарственных
снадобий, сила Макарадхваджи и сияние золота, воля и вичара-шакти мудрецов,
преданность бхактов, самадхи и самъяма йогинов.
Вы всегда более свободны в общении со своей матерью, чем с кем-либо еще. Вы
открываете свое сердце более свободно своей матери, чем вашему отцу. На матух
парамадайватам — нет Бога выше, чем мать. Именно мать защищает вас, питает вас,
утешает вас, ободряет и лелете вас. Она ваш первый гуру. Первый звук, который
произносит почти каждое четвероногое или человеческое существо, это имя
возлюбленной матери (Ма). Она жертвует всем, что имеет, ради своих детей.
Ребенок более бесцеремонен в общении с матерью, нежели с отцом, потому что она
более мягкая, любящая, нежная, привлекательная и благосклонная к желаниям своего
дитя. Когда бы ребенок ни желал чего-либо, он бежит с распростертыми объятиями
скорее к матери, чем к отцу. Если она слышит плач дитя, она бросает свои
домашние дела и немедленно бежит к своему ребенку. В духовном плане также ученик
или преданный — духовное дитя — имеет более интимные взаимоотношения с Матерью
Дургой, чем с Отцом Шивой. Господь Шива сравнительно безразличен к внешнему миру.
Он — тьяги и виракта, Он носит гирлянды черепов своих преданных, умащает все
тело вибхути, или священным пеплом, и остается в местах кремации в опьяненном
состоянии. Он погружен в созерцание Себя, пребывая в состоянии
нирвикальпа-самадхи. Он поручает власть над внешней энергией своей супруге,
Дурге. Матерь Дурга и есть Та единственная, кто следит за делами всего мира.
Господь Шива (Пуруша) взирает на Пракрити (Дургу), свою Шакти. Она же вовлекает
Себя в процессы творения, поддержания и разрушения.
Это все поэтому означает, что ученик должен сначала приблизиться к Матери, чтобы
Она потом могла привести свое духовное дитя к Отцу, озарению и Самореализации.
По этой причине преданные помещают имена Радхи, Ситы и Гаури первыми в именах
божественных пар (югала-намах): Радха-Кришна, Сита-Рама, Гаури-Шанкара,
Ума-Шанкара, Бхавани-Шанкара, Лакшми-Нараяна.
Почитание (упасана) Богини, или Вселенской Матери, ведет к обретению знания Себя.
Повествование в «Кенопанишад», известное как «Якша-прашна», где Ума учит богов (девов)
Истине, также поддерживает этот взгляд.
Милость Матери беспредельна. Ее милосердие не знает границ. Ее знание бесконечно.
Ее сила безмерна. Ее слава неистощима. Ее великолепие неописуемо. Она дарует вам
бхукти (материальное процветание), а также мукти (освобождение).
Приблизьтесь к Ней с открытым сердцем. Обнажите перед Ней свое сердце и
наполните его искренностью и смирением. Будьте простыми, как дети. Безжалостно
убейте в себе эгоизм, коварство, себялюбие и лживость. Осуществите полное,
безраздельное предание Ей себя. Пойте Ей хвалу. Повторяйте Ее имя. Почитайте Ее
с верой и неотступной преданностью. Совершайте особую пуджу в дни Наваратри.
Наваратри — наиболее подходящее время для выполнения интенсивной садханы. Эти
девять дней весьма священны для Деви. Вовлекайте себя в служение Ей. Делайте
ануштхану. Деви сражалась с Бхандасурой и его воинством в течение девяти дней и
ночей. Сражение закончилось к вечеру десятого дня, известного как Виджая-дашами,
или «день победы». Акшара-абхьяса для детей выполняется в день Виджая-дашами. В
этот день также посвящают учеников. Именно в этот день Арджуна почтил Богиню,
прежде чем начать битву с Кауравами на поле Курукшетра.
Пусть Божественная Матерь Дурга утвердит праведность Дхармы в мире! Пусть Она
разрушит все темные враждебные силы, которые нарушают мир во всем мире! Пусть
Она устранит все виды эпидемий и напастей с земли! Пусть Она принесет высший мир,
процветание и нескончаемое блаженство всем Своим детям в этом мире! Пусть Она
преобразит асуров, демонов и людей с демоническими наклонностями в саттвических
существ! Пусть она уничтожит асурические наклонности, такие как вожделение, гнев,
гордыню, безумие и прочие пороки, олицетворяемые демонами Мадху, Кайтабхой,
Махишей, Шумбхой и Нишумбхой, в человеческих существах!
Пусть Она дарует молоко божественной мудрости Своим детям и поднимет их к
величественным вершинам божественных великолепия и славы, нерушимого состояния
кайвальи и вечного сияния!