ТАНТРИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ВАЙШНАВИЗМЕ

А.Теологические параллели.

В представлении современных вайшнавов (как индийских, так и западных) культ Вишну имеет мало общего с тантризмом; однако, если посмотреть не на внешний ритуал и символику, а на глубинный мистицизм этих учений, то выявится много схожего, а порой и идентичного. Многие писания (равно как и Учителя и святые) отождествляют Кришну с Деви, а Вишну упоминают как одно из Её проявлений. Например, в Брахманда-пуране Вишну, обращаясь к Вирабхадре, называет Себя одной из четырех форм Деви. Лалита-сахасранама (часть той же пураны) называет Деви "Защищающей мир в форме Вишну" (ЛС 266-267). Большинство вайшнавских школ Высшим Господом почитают Шри Кришну: "IshvaraH paramaH kR^iShNaH" (Брахма-самхита). Для текущей эпохи, кали-юги, рекомендуется поклонение именно Ему. В Тантрах же изначальным Божеством является Кали (чьё Имя, кстати, имеет то же значение, что и Кришны - "Чёрная"), почитание которой предписано также для кали-юги: "В кали-югу Кали - Единственная" (Шакта-прамода, Кали-тантра 147), "в кали-югу особенно выделяется Кали" (Махакала-самхита). Сопоставление напрашивается само собой. И, действительно, тождество Кали и Кришны прямо провозглашается Тантрами. В "Тара-рахасье" Шри Брахмананды Гири сказано: "kalau kAlI kalau kR^iShNaH kalau gopAlakAlikA" ("В кали-югу - Кали, в кали-югу - Кришна, в кали-югу - Гопала-Калика"). Тодала (10.11) и Мундамала-тантры, сопоставляя десять Махавидий с десятью воплощениями Вишну, соотносят Кали с Кришной. Йони-тантра говорит, что Калика приняла образ Кришны, спрятав свою Йони в павлинье перо на Его голове (майура-мукута). В тех тантрических школах, где Богиня почиталась в формах Шри-видйи, Кришна отождествлялся с Нею (например, в Тантрараджа-тантре, Шактисангама-тантре и Курма-пуране). Любопытно, что расширенный список из 22 аватар Вишну (Бхагавата-пурана 1.3.6-25) имеет параллель - Рудра-ямала (77.70 - 72) перечисляет 22 Махавидьи (а в мула-мантре Кали - 22 буквы). Забавно, что в иврите их тоже 22 (не считая конечных). Подобно тому, как Кришна - единственный пурнаватара, полное воплощение Брахмана, так и Кали (порой изображающаяся десятиголовой) содержит в Себе остальных богинь: "Все десять Видий пребывают в Калике" (Пурашчарьярнава, 9 глава). Их черный цвет символизирует Абсолютность, в которой растворяются все остальные цвета. Таким образом, Кали и Кришна представляют (в соответствующих учениях) Высшую Реальность в аспекте Сагуна, то есть Адья-Шакти. Стоит упомянуть, что многие Учителя (Шри Рамакришна, Ауробиндо Гхош и др.) говорили о единстве Кришны и Кали. Калика-пурана называет Гопалу (Кришну) "левой" формой Вишну, описывая Его как наслаждающегося мясом и вином и постоянно вожделеющего женщин (КП 74.208). Подобным же образом в Рудра-ямале (17.128-132) описывается другая аватара Вишну, Господь Будда. Калика-пурана относит Нарасимху также к "левым" божествам, говоря, что Ему нужно поклоняться как ортодоксальным (брахманистским), так и гетеродоксальным (тантрическим) методами (КП.74.206-207). Можно добавить к вайшнавским тантрическим божествам ещё Сударшану и Вараху. Почитание женского начала, Шакти, в вайшнавизме было проявлено меньше, чем в школах шайва и шакта. Но в более поздних течениях Шакти (в первую очередь как Радха) приобретает всё большую значимость. Иногда Она заслоняет собой самого Кришну, становясь главным объектом преданного служения и бхакти. Культ Радхи бял характерен особенно для бенгальского (гаудия) вайшнавизма, что отражено и в известной на Западе Чайтанья-Чаритамрите (4 глава). В целом, можно сказать, что чета Радха-Кришна тождественна Шакти-Шиве тантризма. Параллели касаются и теологии, и садхан. Тантрические практики не только описаны в относительно поздних текстах бенгальских сахаджия, но и, к примеру, в одной из панчаратр-Агам - Лакшми-тантре (43 глава). Уже там говорится о сексуальных практиках, о почитании женщины как Лакшми - аналогичном стри-пудже каула-шактизма. Позднее эти садханы взяли последователи сект Валлабхачарьи, Чайтаньи и др. Во многих вайшнавских святилищах, например, Венкатешвары в Тирумале и Джаганнатхи в Пури практиковались в тайне садханы "левой руки", а влияние тантризма отразилось даже во внешнем ритуале (подношение символических 5М Господу Джаганнатхе, танцы девадаси и т.п.). В свою очередь, в шактистских школах Господь Вишну также почитался. Калика-пурана называет Вишну "лучшим среди богов", а Каликула-сарвасва запрещает передавать мантру человеку, лишённому Хари-бхакти. Любопытно, что в Каливиласа-тантре (например, 24.4) Кришна именуется сыном Кали и Владыкой над 6 ликами Шивы (28.23-26).

В. Влияние тантризма на южный вайшнавизм (Шри-сампрадаю)

В отличие от северного вайшнавизма, который из Тантр заимствовал сексуальные практики и ритуалы, южный взял оттуда оккультные техники и жертвоприношения. Это видно по культу таких божеств, как Джвала-Нарасимха, Сударшана-Нарасимха и им подобных. Первоначально они почитались не только хомами и пуджами, но и кровавыми жертвоприношениями. Более того, их культ не был таким уж саттвичным и в других чертах. Например, существует множество мантр Нарасимхи (Его гневных форм) и Сударшана-чакры для магических целей (эти мантры можно найти, в основном, в южноиндийских гримуарах, а также в некоторых более известных: Дамара-тантре, Шарада-тилаке и др.). Эти мантры - аналог тантрических шаткарма-прайог. Например, в одной из кавачей Сударшаны приводятся мантры для получения богатств (лакшми-прапти), привлечения и приворота (мохана и акаршана) и уничтожения врагов (шатру-нашана). Существуют и малоизвестные тантрические божества: Апамарджана, Нарасимха-Пратьянгира и т.п. Основная мантра Апамарджаны, обращённая к Варахе, Нарасимхе, Вамане, Вишну и Сударшана-чакре, просит их устранить препятствия, уничтожить врагов и отразить воздействия враждебных сил и заклинаний. По словам одного современного вайшнава брахмана, на юге до сих пор совершают магические хомы, посвящённые Нарасимхе. Порой эти грозные формы Вишну отождествляют с божествами шиваитского пантеона. Нарасимха соответствует Шарабхе, гневному образу Рудры (мифологически Шарабха победил Вараху - согл. Калика-пуране - и Нарасимху - согл. Шива-пуране). Женская ипостась Шарабхи - Бхадракали - является прямым аналогом Нарасимха-пратьянгиры, или Сиддха-Лакшми вайшнавов (что, к примеру, подтверждается Пурашчарьярнавой). Причем даже иконография этих Божеств схожа: львиные лики, высунутые языки, огромные клыки и огненное сияние. Сударшана примерно параллелен Шанмукхе, чьей эмблемой также является шаткона (гексаграмма). Также, согласно "Шри Сударшана-шаткам", Сударшана - это Господь Бхайрава. Интересно, что вайшнавы Шри-сампрадайи в качестве символа Высшего Брахмана почитают именно гневные формы (Нарасимха и Сударшана), а не милостивые. Это подобно шактистскму культу, где высшие божества - также почти всегда гневные (раудра, угра): Калика, Тара, Бхайрави и т.д.

С. Влияние тантризма на секту Валлабхачарьи (пушти-марга).

В секте Валлабхачарьи, распрастранённой в Гуджарате, Раджастхане и Махараштре, практиковались до недавнего времени сексуальные ритуалы и даже оргии. Согласно догматике валлабхачаринов, их Гуру Марараджи (как и первый из них - сам Валлабха) являются земными воплощениями Кришны. А поскольку "соитие Бога и человека не оскверняет ни того, ни другого", Гуру мог заниматься сексом с кем хотел. Иногда девушку сразу после свадьбы муж отправлял сначала на ночь к Махараджу - на благословение. За определённую плату (дакшину) преданным дозволялось созерцать раса-лилы Махараджа. Во время же ежемесячного праздника раса-лилы совершались групповые оргии (согласно "Phallic Worship" by George Ryley Scott). Подобные практики, в общем-то, вытекают из самого учения вайшнавизма. Хотя, по всей видимости, не обходилось и без злоупотреблений со стороны лидеров сект. Случаи использования женщин брахманами вообще были не редки. Например, в храме Венкатешвары жрецы оставляли на ночь тех прихожанок, которые желали ребёнка, объясняя им, что они проведут ночь с Самим Господом. Но так как в храме темно, сами же брахманы и выступали в Его роли. Аналогичная практика была в храме Джаганнатхи в Пури. Надо сказать, что этот вид "садхан" имеет очень мало общего с тантризмом и учением Тантр.

D. Культ Джаганнатхи в Ориссе.

Господь Джаганнатха ("Владыка Вселенной") почитается вайшнавами Ориссы (которые не относятся ни к одной из четырёх классических вайшнава-сампрадай) как полнота Абсолюта (пурна-брахма), источник всех Аватаров, Изначальный Вишну (Ади-Вишну), "форма" бесформенного звука ОМ. Можно сказать, что в Нём сочетаются Парашива (ниргуна) и Махашакти (источник всех сагуна-форм). Подобным образом описывается Рама в шактистской (!) Шантисангама-тантре: "Рама известен как Шакти; Он же - Шива. Рама воспет как Абсолют (Брахман), имеющий природу [единства] Шивы и Шакти". В теологии культа Джаганнатхи Рама - Первосущество, Пурушоттама (форма Джаганнатхи), сочетающий в Себе природу Жизни, Шакти ("рА") и Духа, Пуруши ("ма"), то есть Радхи и Кришны. Таким образом, Джаганнатха понимается в тантрическом духе, а не характерном для последователей Мадхвы духе дуализма. Он не только Божественная Личность, но и Абсолют, Пустота (Шунья). Джаганнатха прямо называется Бхайравой - символом высшей реальности (ануттара) кашмирской Тантры. Интересно, что Господь Джаганнатха часто отождествляется с Ади-Буддой - на абсолютном плане и с Буддой Гаутамой - на относительном (к примеру, в "Дарубрахма-гите" Джаганнатха Дасы и в "Махабхарате" Сарала Дасы). В самом храме в Пури, там, где изображены 10 аватар, Джаганнатха занимает девятое место - место Будды. Как известно, имя Будды в Индии неразрывно связано с тантризмом и путём Каула. Например, в Махачиначарасара-тантре и Рудра-ямале (17 главе уттара-кханды) Господь Будда учит пришедшего к Нему за мудростью муни Васиштху "Истине Кулы - итогу всех остальных путей" (17.136). Кстати сказать, Шри Чайтанья рассматривается как воплощение Будды (см. "Чайтанья-бхагаватам" Ишвара Дасы). И они оба были, в соответствующее время, открывателями пути естественности (сахаджа-марги), оба осознали свою Божественность в тантрической садхане с женщиной (Гопой в случае Гаутамы и Сатхи в случае Чайтаньи - см. "Чандрамахарошана-тантру" и "Виварта-виласу" Акинчана Дасы). Так что Джаганнатха косвенно оказывается источником Тантры. В самом же культе Джаганнатхи преобладает система йогических практик (гхата-йога), близкая к тантрической кундалини-йоге натхов. Она базируется также на "обратном потоке" (нивритти) - основе любой тантрической садханы (а каула - в особенности). В отличие от бенгальского вайшнавизма, где средством спасения является лишь бхакти, в теологии культа Джаганнатхи спасение зависит как от бхакти, так и от джняны, что ближе к шактистской сотериологии. Ещё одно свидетельство тантрического влияния на орисский вайшнавизм - особенности храмового почитания. До сих пор в течение пуджи наряду с традиционными упачарами (подношениями) Господу предлагают 5М в символическом виде. Но по свидетельству некоторых ученых и брахманов, непосредственная паньча-макара также совершалась, но не на глазах прихожан, а в потайном подземном помещении, расположенном как раз под мурти Божеств (подобная практика была характерна для многих других храмов: Чидамбарешвары, Каши-Вишванатхи и т.д.). Можно добавить, что исходным Божеством храма Джаганнатхи является Нарасимха, называемый в писаниях "левым образом" Вишну.

Е. Бенгальские сахаджия-вайшнавы.

Наиболее близким к учению и практике Тантр является бенгальский культ сахаджия, основателем которого был Шри Чайтанья Махапрабху (хотя аналогичная ему буддийская сахаджаяна существовала и ранее). Кстати, согласно тантрической традиции Шривидья-кулы, Чайтанья сам был посвященным в неё и почитал Лалиту, что вполне могло являться эзотерической стороной его почитания Кришны, так как Шактисангама-тантра говорит: "Изначальная Лалита приняла мужской облик Кришны". Интересно, что ранние сахаджийские тексты построены, по примеру Агам, в виде разговора Шивы-Кришны и Шакти-Радхи. Всё учения сахаджия вайшнавизма сводится к одному - спонтанной Любви (сахаджа-према), непрерывной, словно струя масла", по словам "Шри-Рамана-Гиты" (16.2). Этот поток Любви (дхАрА) персонифицирован в образе Радхи, энергии наслаждения (хладини- или ананда-шакти): "Шри Радха - Та, что наслаждает Господа Говинду, Его пленяет" (Чайтанья Чаритамрита 4.82). Радха - высшее Божество, Парамадевата (4.89), сущностно единая с Кришной (4.86). Она - высшая природа Шакти - Любовь, тождественная Камешвари (Лалите) и Камакхйе (Таре) каула-шактизма; и истинное поклонение Ей - пребывание в состоянии Любви, радха-бхаве. В шактистских Агамах Радха (так же как и Сита) - одно из имён Махадеви (к примеру, Каливиласа-тантра называет Радхой Лалиту, Бхуванешвари и Бхайрави - см. главы 10, 11 и 13). Господь Кришна же идентичен Шиве (не тамогунаватару, а Его высшему Лику, Шамбху): "Тот, кто есть Шива - Он же и Кришна; Тот, кто есть Кришна - Он же Шива" (Каливиласа-тантра 9.10), "а тот, кто делает между ними различие - попадает в ад". Вечные Лилы Кришны и Радхи в нетварном (апракрита) Вриндаване - это Самарасья, Шива-Шакти-самйога тантризма. И вслед за шактизмом, утверждающим, что каждая женщина - Кали и Тара, а каждый мужчина - форма Махакалы (Шантасангама-тантра, Каликханда, 5.4-5), сахаджия вайшнавы увидели Радху и Кришну как истинную природу (сварупу) женщины и мужчины. И в том случае, когда садхака это переживает на опыте, "исчезает воображаемая самсара", этот мир преображается во Вриндавана-дхаму, реализуется высшая цель тантризма - джагадананда, то есть раскрытие материального бытия как формы предельного Блаженства. Такое переживание возможно через обожение (аропа) человеческой любви, отражающей на нашем плане трансцендентные игры Радхи и Кришны. По словам "Ратна-сары", человеческая любовь (кама) очищается и становится Премой, а без камы Према недостижима. Бенгальский поэт-бхакта Чандидас в одной из своих песен говорит, что в "озере Любви есть два потока: когда они соединяются, человек реализует Истину". Эти два потока - Раса и Рати, Кама и Мадана - проявлены как мужчина и женщина. Поэтому, подобно доктрине каула-шактов, выраженной в Кулачудамани-тантре: "без женщины нет Реализации, поэтому предайся женщине", последователи сахаджа-марги считали, что высшего состояния (махабхавы) можно достичь лишь через человеческую любовь. Причём сахаджа-садхана, в особенности паракия-рати (отношения любовников), требует особых качеств (вишеша) - аналога вира-бхавы тантризма. Это и даёт возможность аропы: теофании через своего партнёра и раскрытие собственной природы Божества. В своём апогее аропа представляет собой тайну богочеловечества, когда мужчина и женщина - это и есть Кришна и Радха, Бхайрава и Бхайрави в буквальном смысле. Кстати, сахаджия так и рассматривали исторического Кришну Васудеву - как одного из тех, кто раскрыл свою сварупу, подобно Гаутаме, Чайтанье и другим. В ортодоксальной вайшнавской теологии апофеоз божественной лилы - соитие Радхи и Кришны ("Гита-говинда" 12.23.10-15); В гетеродоксальной традиции сахаджия этого состояния (Радха-Кришна-югалы) и достигали через майтхуну. Как и в Тантрах (Меру- тантра 20.153), в учении сахаджия лингам и йони были олицетворением Кришны и Радхи, их соединение (не профаническое, а сакральное, то есть в состоянии аропы) раскрывало Сущность Божества - сахаджу, ямалу, самарасью. Путь сахаджия основывался на учении о расах (которое, кстати, впервые было сформулировано великим каула-мистиком Абхинавагуптой). Основных вкусов (рас) бхакти насчитывалось пять, они связывались с пятью видами мукти и пятью потоками Откровения. Высшая раса - шрингара (или мадхурья, анурага), то есть любовные отношения - являла самую сущность Божества, поэтому, в отличие от других, "внешних" вайшнавских школ, сахаджия возникла из неё. В шактизме эта раса также наиболее почитаема (хотя в экзотерическом шактизме, дакшиначаре, Богиня выступает как Мать, а не Возлюбленная). "Лалита-сахасранама" называет Деви "исполненной Шрингама-расы" (shR^i~NgArarasasampUrNA). В этой расе бхакти женщина, возлюбленная воспринимается как телесное воплощение Адья-шакти, Радхи; в ней наиболее явно отражены божественные атрибуты - как прекрасные (саумья), так и гневные (раудра). По словам "Деви-махатмьи" (11.6), "в мире Богиня явлена в женщинах". Такие любовные отношения становятся спасительными, в них женщина - это "пламя преображения" (Чандамахарошана-тантра 8.30, "Виварта-виласа" Акинчана-дасы). Поэтому, словами Нароттама-дасы, "кама - это религиозное поклонение, кама - это садхана; любовная игра - это Свобода, страсть - это имя Господа Хари". Путь сахаджи рождён из любовной страсти, непреодолимой и присущей истинной природе человека, свабхаве ("Сампутика"). Подобная страсть, рага (привязанность) не является петлёй Майи, канчукой и не препятствует духовному развитию. Вредна не привязанность, а нецелостность человека, возникающая из-за множества противоречивых желаний, оттого, что каждая персональность тянет в свою сторону. В этом смысле каму называют одной из пяти дверей в ад. Однако, в контексте сахаджа-марги кама наоборот является мостом в Царство Божие, апакрита-вриндавану, поскольку садхака обретает свою целостность во взаимоотношениях с возлюбленной, собирая всю энергию, чувство и внимание в анурага-бхаву. Все остальные привязанности становятся ненужными и исчезают естественным образом, без подавления и насилия над собой. Пребывание в естественности - это лучшая садхана (Куларнава-тантра 9.34), это и наиболее лёгкий путь (сукха-марга), и, в то же время, самый высший. В нём соприсутствуют аспекты бхакти и джнаны - не схоластической, а спонтанного видения. Хеваджра-тантра говорит: "Сахаджа - это истинная природа (сварупа). Ясным сознанием эта природа постигается как Нирвана". Это ясное сознание, шуддха-викальпа (чистое намерение) и есть то особое (вишеша) качество, необходимое для претворения человеческой любви в "непрерывную как поток масла", божественную Прему. Для формирования этого намерения и существует стадия саманья, праварты, видхи-бхакти, пашу-бхавы. На ней определённое значение имеют предписания и принципы, но лишь до тех пор, пока человек не увидит за ними ту Дхарму, конкретизацией которой все они и являются. Если садхака интуитивно постигает подлинную основу религиозности, то он уже следует проявлениям своей природы (сварупы), сахадже, спонтанности, то есть переходит в вира-бхаву. Бхакти переносит садхаку от одной ступени к другой, проходя различные ачары и бхавы. Но если на начальных этапах пути продвижение возможно и без бхакти, то при вхождении в вира-садхану, сахаджа-садхану, вамачару она жизненно необходима. Куларнава- и Меру-тантры (не говоря уже о собственно вайшнавских писаниях) прямо говорят о том, что "лишь бхакти спасает". Словами суфийского мастера, Джалаладдина Руми, "любое время, прошедшее без Любви будет посрамлено перед Богом". На сахаджа-марге любовные отношения, являющиеся и средством к достижению, и воплощением пара-бхакти, заключают в себе всю садхану от начала до конца. Начиная с уровня вамачары (предыдущие относятся к видхи-марге) садхака причащается к божественным Лилам, "следуя женщине", своей явленной Радхе и этим раскрывая собственную природу Кришны. Кстати сказать, традиция сахаджия утверждает, что Чайтанья и Нитьянанда, равно как и их ближайшие сподвижники, практиковали анурага-садхану со своими шакти (см. "Виварта-виласу"). А буддийские сахаджия говорили то же о Будде Гаутаме. Кульминацией любовных отношений является майтхуна, "Йога, имеющая природу высшего Блаженства" (Джнянарнава-тантра, 22 глава), Раса-кели Радхи и Кришны. Как говорят Вира- и Шактисангама-тантры: "Человек, не обнимающий женщину и не целующий её йони - каким образом может служить Богине?" В соитии, преисполненном шуддха-бхакти, заключено всё остальное поклонение: "Объятия - это Ньяса, поцелуи - дхьяна, вздохи - подношения, царапины - найведья, испитие слюны - причастие, любовные наслаждения - джапа, блаженство - молитва, эякуляция - висарджана. Так, в знании недвойственности, следует всегда почитать Богиню" (Каулавали-нирнайа 9.118-120). Подобно каула-шактам, почитавшим кула-таттву (смесь любовных соков) как материальное "тело" божественной амриты (см. Джнянарнава-тантра 22.66-67; Меру-тантра 20.153; Каулавали-Нирная 5.34-38; Йони-тантра и т.д.); сахаджия рассматривали смесь секреций как форму Сахаджи, единения Расы и Рати ("Сахаджа-упасана-таттва" Тарунирамана). Эта кула-таттва (киноварь) - алхимический эквивалент внутренней самарасьи, эстаза растворения мужчины и женщиы в спанде, пульсации Божества. В завершении можно привести цитату из Виджнянабхайрава-тантры (69 стих), относящейся к высшему классу кашмирских Бхайравагам: "Счастье соития с женщиной, растворения в ней благодаря возбуждению и оргазму имеет природу Абсолюта. Это счастье присуще природе человека".

F. Заключение

Можно привести ещё один пример "тантричности" вайшнавизма. Ряд воплощений Вишну фигурирует в писаниях в качестве Учителей тантрической традиции (и каула, и самая). Господь Хаягрива в Брахманда-пуране открывает Агастье эзотерическую Панчадаши-видью (в гимне "Тришати"); Парашурама считается автором кауловских "Кальпа-сутр" и учеником Шивы в "Каликула-сарвасве"; о Кришне, Будде и Чайтанье уже было сказано выше. Гуру Даттатрея, воплощение Вишну, является олицетворением Гуру-таттвы, называется в Меру-тантре одним из трёх хранителей Тантр. Его последователи, натхи, относятся к поднаправлению школы каула. Таким образом, вполне обосновано заключить, что Тантра - неотъемлемая и, более того, сущностная, часть вайшнавизма. В вайшнава-дхарме тоже есть свои вамачара, самаячара и каулачара. И, кстати говоря, в некоторых чертах вайшнавский тантризм чише шактистского (не в учении, разумеется, а в сложившихся в Индии школах), так как он - особенно сахаджия - свободен от магизма, обрядоверия и излишней схоластики. По сути же, вайшнавский мистицизм тождественен и каула-дхарме, и Тантре в целом (и неиндуистским суфизму и каббале).

(Арджуна Тарадаса, 2001)

Hosted by uCoz