Две главы из "Шива-пураны"

(книга I - "Видьешвара-самхита", гл. 3-4)

о джняне в переводе Шрипады Садашивачарьи .

 

 

ГЛАВА 3-я

( Обсуждение  Постигаемого  и  смысла постижения)

 

1. Выслушав слова Суты, великие мудрецы сказали: "Пожалуйста, поведай замечательную Пурану, полностью разъясняющую сущность Веданты". 

 

 2. Весьма довольный просьбой мудрецов, Сута, помедитировав некоторое время на Шиву, сказал им:       

 

Сута сказал: 

 3. Размышляя о Шиве, свободном от пороков, да будете все вы внимать этой "Шива-пуране", лучшей среди Пуран, что разъясняет сущность Вед.

 

  4-5. Три (вещи) - бхакти (преданность), джняна (знание) и вайрагья (отречение, непривязанность)  -  провозглашены в качестве объекта, который можно постичь лишь с помощью Веданты, описаны  особо. 

 

 6-8. Пусть все слушают Пурану, воплощающую в себе сущность Вед. Прежде, когда минуло множество кальп, а эта кальпа началась с процесса творения, великих спор произошел среди мудрецов (риши) трех кланов, что придерживались различных взглядов в отношении того, что считать самым важным, а что – нет. Они приблизились к Брахме-Создателю, чтобы спросить его о вечном и неизменном.

 

  9-12. Все они с руками, сложенными в почтении, обратились со словами, выражающими смирение: "Ты воистину  Создатель всей Вселенной, причина всех причин. Кто Та Сущность, что старше всех таттв (принципов бытия), величайшая из величайших?"             

 

Брахма сказал : 

 "Та Сущность, о Которой невозможно даже говорить, - Тот, к Кому невозможно приблизиться даже в уме; Тот, от Кого произошла вся эта Вселенная вместе с Брахмой, Вишну, Рудрой и Индрой, равно как со всеми элементами и со всеми органами чувств, появился вначале всего. Он - Господь Махадева, Всеблагой Владыка вселенной. Он может быть реализован лишь через высочайшую преданность и не через что-либо еще.  

 

13. Рудра, Хари, Хара и другие повелители дэвов всегда жаждут узреть Его, движимые великой преданностью.  

 

14. Какая польза в многословном утверждении [этого]?  Каждый достигает освобождения благодаря одной лишь преданности Шиве. Преданность Божеству - вот, что необходимо для Его милости, а Его милость изливается благодаря преданности, так же как семя дает рождение побегу, а побег производит семена. 

 

 15. Поэтому, о брахманы, все вы снизошли на землю ради удовлетворения Господа. Вам надлежит совершить жертвоприношение продолжительностью в тысячу лет. 

 

 16. Лишь по милости Шивы, который будет главенствующим Божеством в этом жертвоприношении, этот смысл постижения Постигаемого может быть реализован и то,  что является сущностью Видьи (мистического Знания), содержащегося в Ведах, может быть познано".                 

 

Мудрецы сказали:  

17. "Кто этот Постигаемый? В чем заключается великий смысл постижения? Какого характера  совершающий обряды? Пожалуйста, разъясни это точнее".            

 

Брахма сказал: 

18.  "Достижение мира Шивы и есть Постигаемое. Смысл постижения заключается в служении, обращенном к Нему. Садхака (совершающий обряды) есть тот, кто свободен от желания - даже от желания совершения обряда, который рассматривается как результат Его милости. 

 

 19. Обряды, упоминаемые в Ведах, должны совершаться ради плодов, посвящаемых Ему. Тогда через салокью (достижение Его мира) он  (т.е. садхака) достигнет стоп Великого Господа. 

 

 20. Все достигают великого плода в соответствии с уровнем, достигаемым в преданности. Пути достижения этих уровней многочисленны и разъяснены самим Ишей (Владыкой).  

 

21. Я сообщаю о том же вкратце и разъясняю вам сущностный смысл. Слушание восхвалений Шивы, прославление Его всевозможными словами и размышление о Нем в уме - эти три вещи представляют собой величайшие из предназначений. Махешвара - объект слушания, прославления и созерцания (медитации). 

 

 23. Так, Шрути (Божественное Откровение, т.е. Веды) - наш авторитет. Обращаясь исключительно к этому великому средству, все вы  уверенно достигнете Постигаемого. 

 

 24. Принимая во внимание зримые вещи, люди видят своими глазами и начинают действовать. Интересуясь невидимым повсюду, они познают это через уши и так активизируют себя.

 

  25. Поэтому шравана (слушание) - первый принцип. Разумный ученик должен слушать устное разъяснение учителя и затем практиковать другие принципы - киртану (воспевание) и манану (размышление). 

 

 26-27. Когда практикуют хорошо все средства вплоть до мананы, постепенно достигается Шива-йога (единение с Шивой), как результат через [освобождение типа] салокья (обретение Его мира) и др. Все недостатки тела устраняются и реализуется высшее блаженство. В действительности - это поначалу сложный и не всегда приятный процесс, но затем во всем он становится благоприятным от начала и до конца. 

 

Такова в священной "Шива-махапуране", в книге "Видьешвара-самхита", третья глава, называемая "Обсуждение  Постигаемого  и  смысла постижения"

 

 

ГЛАВА 4-я.

( Великое значение шраваны и мананы )

 

Мудрецы (риши) сказали: 

 1.  О святейший, что такое шравана и что такое манана? Как выполняется киртана? Пожалуйста, разъясни все это подробно.     

 

Брахма сказал : 

 2.  Ум любит основательные размышления. Сама способность ума обдумывать и оценивать действенность поклонения, джапы (повторения мантр) атрибутов Господа, Его формы, Его божественных лил (игр) и бесчисленных имен, – это результат милостивого взора Ишвары. Поэтому это постоянное и продолжительное размышление столь важно, наиболее важно [среди прочего].  

 

3. Посредством же киртаны (воспевания) достигается ясное выражение деяний Шивы, Его атрибутов, форм, игр, имен и т.д. в хорошей манере традиционного [санскритского] исполнения, а также  воспевание гимнов даже на родном языке. Это – среднее среди трех.

 

4. О мудрецы, значение шраваны (слушания) велико в мире и состоит в слушании слов, имеющих отношение к Шиве, каким бы способом и кем бы они не произносились с устойчивым вниманием даже в праздном окружении [несерьезных] женщин. 

 

5. Шравана (слушание) эффективна, когда связана с добрыми людьми. Тогда киртана (воспевание) Пашупати (Владыки душ) становится устойчивой. В итоге будет манана (размышление), как наиболее превосходная. Все это приходит в результате благосклонного взора Господа Шивы.      

     

Сута сказал: 

6. О святые мужи, в контексте (ходе) разъяснения значимости этих предметов я поведаю вам случай из прошлого. Пожалуйста, слушайте внимательно.

 

7. Некогда мой учитель Вьяса, сын мудреца Парашары, совершал аскезу на берегу реки Сарасвати с некоторым умственным возбуждением. 

 

8. Божественный мудрец Санаткумара случайно проезжал мимо на вимане (божественной воздушной  колеснице), сияющей как солнце, и его заметил мой учитель. 

 

 9.    Прервав созерцание, мой учитель увидел сына Брахмы. Тогда мудрец поклонился в благоговении.  

 

10. Он предложил аргхью (воду для омовения рук) и сидение, подобающее божественной природе мудреца. Будучи удовлетворенным, божественный мудрец обратился к моему смиренному учителю с глубокомысленными словами.      

 

Санаткумара сказал:  

 11. О мудрец, тебе следует медитировать на истинный обьект. Великий Бог Шива тогда может быть увиден и реализован (постигнут). Но почему и для чего совершаешь ты здесь тапасью (аскезу) в одиночестве [,без слуг и учеников]?  

 

12-14. Когда Санаткумара сказал это, мудрец Вьяса раскрыл ему свою цель: "По милости божественных старших, как ты, я уже почти утвердил в мире четыре пути - дхарму, артху, каму и мокшу, строго следуя пути Вед. Я  стал учителем всех. Но удивительно то, что до сих пор знание пути освобождения так и не просияло во мне. Я совершаю аскезу ради освобождения, но не знаю, как его достичь".  

 

15. О превосходные брахманы, когда мудрец Вьяса сказал ему об этом, всезнающий божественный мудрец Санаткумара поведал ему надежный способ достижения освобождения. 

 

16. Это и были  уже имевшиеся в виду три способа, соответствующие ведическому идеалу, а именно: шравана, киртана и - как наиболее эффективная - манана. 

 

17. Некогда и я, смущенный другими вещами, совершал великую аскезу на горе Мандаре.  

 

18-19. По воле Шивы, [Его] божественный служитель (гана) Нандикешвара прибыл туда. Этот прекрасный повелитель ганов (служителей Шивы), свидетель всего, с любовью поведал мне о превосходных способах [достижения] освобождения: шраване, киртане и манане, полностью согласующихся с идеалами Вед. 

 

20. Поэтому, о святой мудрец, это три способа [достижения] освобождения, дарованные Самим Шивой. Пожалуйста, практикуй их", - так он посоветовал Вьясе.  

 

21.  Сказав это Вьясе, сын Брахмы поднялся на виману в сопровождении своих спутников и возвратился в свой сияющий и благоприятнейший мир. 

 

 22-23. Так, вкратце рассказал я вам этот старинный случай. 

 

          Мудрецы сказали: 

 

 "О Сута, ты поведал о шраване и т.д.- о трех способах [достижения] освобождения. Если же кто-либо не в состоянии практиковать [все] эти три [способа], что он должен делать ради обретения освобождения? Есть ли такой обряд (практика), посредством совершения которого станет возможным освобождение без напряжения и беспокойства?" 

 

Так в священной "Шива-махапуране", в книге "Видьешвара-самхита", заканчивается четвёртая глава, называемая "Великое значение шраваны и мананы".

 

Hosted by uCoz