Шрипада Садашивачарья.

О  "СЕРЬЁЗНЫХ"  И  "НЕСЕРЬЁЗНЫХ"  ПРАКТИКАХ  И  ПРАКТИКУЮЩИХ  В  ТАНТРЕ.

Понятия "серьёзности" и "несерьёзности" в этих вопросах весьма относительны. Для большинства ньюэйджеров, т.н. неотантристов и необуддистов "серьёзная" практика - это, как правило, медитация, йога и всевозможные психотехники, а культы поклонения, молитвы, пение бхаджанов и т.п. воспринимются как нечто "несерьёзное" для наивных простачков. Но для приверженцев теистических систем (вайшнавы, большинство традиционных шайвов и шактов, не говоря уже про христиан, иудеев и мусульман), наоборот, нет ничего "серьёзного" и вообще духовного (во всяком случае, спасительного) в практиках "имперсоналистов" и "безбожников". С точки же зрения практического мистицизма серьёзность садханы во многом определяется, прежде всего, бхавой (внутренним состоянием) практикующего и соответствующей его бхаве ачарой (формой духовного пути и метода). Как известно, целостный Тантрический Путь включает в себя, к примеру, вайшнавачару как отрезок духовной практики. Вайшнавачара проявляется в бхакти-йоге - основном методе этой ачары. Санкиртаны индуистских мистиков-бхактов и радения русских христоверов - типичный пример тантрической (!) садханы уровня вайшнавачары. Считать этот метод "несерьёзным" или "нетантрическим" - заблуждение, вступающее в резкое противоречие со всем индуистским тантризмом в целом, с предписаниями Тантр и опытом Учителей. Неужели у некоторых доморощенных "серьёзных" практикующих хватает наглости ставить под сомнение авторитетность и аутентичность целых отрезков и форм (ачар) Тантрического Пути и соответствующих им практик!? Это уже совершенно выходит за рамки традиционного тантрического мышления.

Тантрик - это, во-первых, дикшита-садхака (посвящённый практик), а во-вторых, в своих практиках и суждениях о чём бы то ни было он руководствуется не только и не столько одним лишь своим мнением и опытом (каким бы ценным он не был для него самого), но в гораздо большей степени указаниями Гуру и Тантр. Здесь же, как видим, за исключением разве что нашего духовного брата и друга Бхайравананды и его учеников, многие берут на себя смелость что-то заявлять от имени едва ли не всей тантрической традиции в целом, часто не будучи при этом в неё не только посвящёнными, но даже осведомлёнными о ней в достаточной степени. Подумайте сами, можно ли назвать такой "любительский" подход серьёзным?

Практика радений, которым соответствуют расика-садханы тантрических вайшнавов (приверженцев сахаджии, последователей Валлабхачарьи и др.), кула-ануштханы бхактических каула-шактов и радения христоверов, являются одной из форм тантрической садханы, известной как ануштхана и махануштхана. По ачаре это соответствует, в основном, стадии вайшнавачары (2-й уровень Тантрического Пути, если традиционно подразделять его на 7 или 9 ачар, как это принято в большинстве Тантр). Основная цель практики вайшнавачары - пробудить и развить преданость (бхакти) по отношению к Ишта-Девате, Гуру и Кула-чакре. Стоящая ещё ниже вайшнавачары ведачара (вайдикачара) является начальной (1-й) стадией Тантрического Пути. Вся практика в ней сводится к выполнению обрядового поклонения Божествам тантрического пантеона и прикладному оккультизму. И всё. Тем не менее, это тоже тантра. Не высшего и даже не продвинутого уровня, но-таки тантра. Не прошедший стадий ведачары и вайшнавачары (в которых садхака должен обрести устойчивую религиозно-мистическую мотивацию, веру, бхакти и накопить начальные благие кармические заслуги) садхака считается анадхикари (непригодным) для посвящения в шайвачару, как тот, кто не достиг ещё "сиддхи в пашу-бхаве". Поскольку главной практикой шайвачары является йога в сочетании с тапасом, джняной и бхакти, то это, согласно Тантрам, становится просто невозможным для неверующего (настики), "йога-материалиста" (пракрита-садхаки) и абхакты (непреданного), лишённого веры в Бога (Ишвару) и не стремящегося к единению (йоге) с Ним. В этом случае даже йогические (по форме) психотехники и упражнения, по сути, для него уже не являются йогой, ибо главное назначение йоги ("связи; соединения", что означает примерно то же самое, что и латинское слово religia) - единение дживатмы с Параматмой, восстановление осознанного единства своей индивидуализированной души (ану) с Мировой, Божественной Душой. Стало быть, без определённых заслуг и наработок в ведачаре и вайшнавачаре (преимущественно дуалистических или ограниченно-монистических по философии и "несерьёзных" по практике) невозможна и садхана в шайвачаре, 3-й стадии Тантрического Пути, в которой садхаке надлежит сформировать в себе недуалистическое мировосприятие (поначалу преимущественно теоретическое) и приучиться выполнять практики йоги и джняны, не оставляя, разумеется,бхактического почитания Бога (Ишвары), ибо Ишвара-пранидхана - один из основополагающих принципов индуистской йоги и важнейших догматов всех (!) сект шиваизма. Ведачара, вайшнавачара и шайвачара - это тантрическая практика в пашу-бхаве, направленная на постепенное изживание качеств пашу и пробуждение
вира-бхавы.

4-я стадия Тантрического Пути (дакшиначара) - шактистская ачара "правой руки". Теоретически она уже несектантская, т.к. садхака почитает уже не одно из Божеств пантеона, а единую Шакти - Жизненную Силу всех форм Бога и Сам активный Брахман. Важными критериями склонности ума и сердца тантрического садхаки и его общей пригодности к практике в этой ачаре являются: 1. Несектантскость мышления (он должен признавать полную внутреннюю идентичность Шивы, Дурги, Кришны и других индуистских и неиндуистских Божеств и не должен считать их разными "существами" - на это Шакта-Тантры делают особый упор); 2. Наличие качеств "человека чувствующего", т.е. душевного, пневматика, вира-бхавина (хотя бы в начальной стадии), сочетающего в себе черты бхакты, джнянина и мистика-несектанта; 3. Недуалистичность мировоззрения и особая склонность к практике гностико-шактистского характера, т.е. он должен быть "бхактой снаружи и шактой внутри". Садхана в дакшиначаре состоит в смещении почитания с Бога-Формы на Бога-Духа (Бога-Силу, Шакти), что, однако, отличается от обычного почитания различных богинь в народном индуизме, хотя по общей форме в целом сходно. Эта садхана в индуистской шакта-тантре осуществляется методами пурна-йоги ("интегральной йоги"), сочетающей методы всех (!) предшествующих трёх ачар. Что, как именно и в какой пропорции сочетать, определяет гуру, руководствующийся традиционным принципом учить "согласно времени, месту и обстоятельствам", но в целом выполняется широкий набор практик (преимущественно ритуалистских и бхактическо-джнянистских), отчасти описываемых в Тантрах и отчасти передаваемых в устной традиции. Конечная цель шактистской садханы дакшиначары – сделать вира-бхаву окончательно выявленной и превалирующей. Если это достигнуто, садхака готов (адхикари) для посвящения в вамачару, или 5-ю стадию Тантрического Пути Кулы.

Посвящение в вамачару начинается с пракрита-каула-абхишеки (адхама-каула-дикши), т.е. "физической (натуральной)" или "низшей" формы посвящения в каула-садхану. Это посвящение даёт право на почитание Шакти с паньчататтвой. На этой стадии оно выполняется поначалу в умеренной и преимущественной натуралистично-ритуалистской форме. По мере подготовленности и "продвигаемости" отдельные садхаки, помимо общей (основной) кула-чакры вамачаринов получают дополнительные посвящения
(абхишеки) и передачи в рамках малых чакр (упачакр). Разумеется, формы и уровень практики при этом будут весьма варьировать - от умеренных парных техник супругов (включая "временный ритуальный брах" - шайва-виваху) и до сверхрадикальных групповых "оргий" (махамайтхун). Всё это авторитетные и аутентичные садханы, узаконенные Тантрами и традицией целого ряда сампрадай. Кроме того, сам гетеродоксальный и антиномианистский характер вамачарской садханы позволяет гуру и чакрам таких садхаков выходить в т.ч. и за рамки "классических" форм. Иногда Каула-Тантры прямо призывают и стимулируют каула-садхаков к такого рода творчеству, но при этом добавляют: всё должно делаться как пожертвование (самарпана), включая себя самих и своим переживания, Великой Шакти через Кулакайю. Но постепенно садхана пракрита-вамачары (т.е. выполнение садханы 5 М в натуралистичном варианте) плавно перетекает в более внутреннюю, медитативную и йогическую. Кстати, далеко не всем и каждому есть практическая необходимость практиковать 5 М непосредственно в натуральном виде. Садхана паньчататтвы в вамачаре возможно в форме анукальпа-ануштханы, т.е. символической замены 5 М другими практиками, но с тем же (а иногда и даже более сильным) эффектом. Когда натуральное (пракрита) использование 5 М и других чувственных ритуалов становится уже ненужным, садхака получает посвящение в 6-ю ачару, или сиддхантачару, с её двумя подстадиями (упа-ачарами) - йогачарой и агхорачарой (поэтому иногда говорят не о семи, а о девяти ачарах Тантрического Пути Кулы).

Уровень сиддхантачары предназначен для продвинутых йогинов и подвижников. Практика основной массы продвинутых йогов-натхов и йогических каула-шактов относится к этой ачаре. В условиях СНГ эти методы пока для большинства местных тантриков применимы лишь отчасти.

7-я, самая высшая, ачара Тантрического Пути - кулачара (каулачара). Это апогей тантрической практики и рахасьяти-рахасья ("тайна тайн"). Всё, что её касается,обсуждается и передаётся только в устной передаче и только каула-садхакам. Даже в Тантрах (Каула-Агамах), когда говорится о каулачаре, то имеется в виду не столько собственно сама 7-я ачара, сколько различные методы (упайи) предыдущих ачар, подводящие к этой стадии. В этом смысле кулачарой или каулачарой часто называется весь Тантрический Путь Кулы в целом.

Касаемо "серьёзности" или "несерьёзности" той или иной практики можно ещё
сказать, что серьёзным или несерьёзным может быть лишь сам субъект, его
отношение к садхане. Сама же садхана - это лишь техника и ничего более. Она
безлична и сама по себе нейтральна, как и любая карма. Повернуть её в то или иное русло может лишь мотивация самого садхаки. Не зря в народе говорят: "Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт". Значит ли это, что молиться Богу - "несерьёзная практика" или "практика для дураков"? Конечно же, нет. Тантры, сообщая те или иные садханы, всегда неизменно добавляют: "разумный (или лучший) садхака (садхакоттама) должен....", т.е. всегда имеется в виду, что наверняка найдутся и неразумные практикующие, которые извратят и исказят любой метод. Абсолютной защиты от дураков ещё никто не придумал.

Вообще, в индийских системах (тантре и веданте) всегда наиболее важен сам практикующий субъект, чем безликая техника. Важнее КТО и, главное, КАК что-то делает, а не что именно. Любое действие, совершенное с искренними мотивациями Брахма-самарпаны (посвящения Брахману-Абсолюту), атма-ниведаны (посвящения Себя) и шуддха-санкальпой (чистым духовным намерением), является серьёзной духовной практикой, ведущей к Брахма-маханирване - Великому Освобождение в Брахмане. Даже один предложенный цветок или простая свечка, но с нужной чистой бхавой! Жизнеописания великих шиваитских святых и тантрических Сиддхов изобилуют примерами, когда разные личности достигли Шива-саюджьи или стали крипа-сиддхами через очень простые и "несерьёзные" практики. Почему? Да потому, что весьма серьёзно относились к тому, что для нынешних скептиков, мнящих себя "серьёзными практиками", выглядит "несерьёзным". И ещё потому, что делали это целиком РАДИ ШИВЫ (Шакти, Кришны и т.д.).

Один великий святой сказал: "Не то важно, что важно, а важно то, что неважно". В Бхагавад-гите Шри Кришна также говорит: "Что бы ты ни делал, через какие испытания ни проходил, - делай это всё КАК ПОДНОШЕНИЕ МНЕ". Истинно тантрическое (мистическое) понимание правильного и полного подношения (самарпаны) предполагает, как нечто само собой разумеющееся, и полную атмасамарпану (самопожертвование, самоотдачу):

shivaM bhUtvA shivaM yajet - Становясь Шивой, надлежит почитать Шиву.

Так мы вливаемся в Него через Великое Действие Брахмана, о котором говорят Веды, Упанишады, Гита, Агамы и Тантры. Это Великое Действие ОДНОВРЕМЕННО является жертвоприношением, медитацией, молитвой, йогой, садханой, образом жизни и т.д. и т.п. ВСЁ, что совершается с такой мотивацией, УЖЕ СЕРЬЁЗНО, а самые "серьёзные практики" без подобной мотивации - совершенно недуховный самообман и лесть своему эго, мнящему себя что-то "практикующим".

Завершу наставление (упадешу) словами великой махавакьи, являющейся универсальной ведической и агамической (тантрической) Брахмасамарпана-мантрой:

brahmArpaNaM brahma havir brahmAgnau brahmaNA hutam |
brahmaiva tena gantavyaM brahma-karma-samAdhinA ||

Пожертвование [чего-либо] Богу - Бог, жертвенное подношение - Бог, Богом же приносимое в жертвенный Огонь Бога. Воистину Бог достижим тем, кто обретает самадхи погружением в Действие Бога.

|| oM tat pUrNa-brahmArpaNam astu ||
Да будет всё пожертвовано Полноте Того Брахмана! Ом.

Hosted by uCoz