А.В.Арапов.

Образ Матери-Духа в гностических текстах.

Гностические учения, развившиеся во II веке, представляют собой сочетание рационального философствования с мистицизмом. Образ Богини-Матери присутствует в различных гностических системах. В системе офитов она представляет собой Божественную Животворящую силу,  Дух, именуемый Первой женой и матерью всего живущего (Prima Foemina, Mater  Viventium).  Она  является  третьим проявлением Божества после Первичного Света, Отца всего сущего и Его Сына-Мысли.

Изначальным Божеством  в  системе Апокрифа Иоанна является Дух Совершенный.  Он совершенно трансцендентен и сверхличен. Затем возникает женский образ Барбело. Она с самого начала связана с рефлексией и самосознанием,  ибо именно узнавание Духом самого себя произошло в процессе ее рождения, и она стала Его первой мыслью (Апокр. Ин., 4:15-20)[1]. Далее именно с ней связано появление эонов, соответствующим личностным качествам. По ее просьбе Дух выявляет мысль, предвидение,  жизнь,  а затем волю,  ум, чувствование, рассудительность,  любовь (Апокр. Ин., 5:10-8:35). Благодаря этому сверхличный дух дополняется первочеловеком.

Эта Барбело  явилась  "материнским чревом всего" (Апокр.  Ин., 5:5).  Она выступает в нескольких формах. Она есть изначальная мудрость Пронойа, источник высшего мира - Плеромы (Апокр. Ин., 6:30) и София Эпинойа - замыкающий Эон, мать Демиурга и творца низшего мира Иолтабаофа. Когда в низшем творении, в человеке обнаруживается изъян,  она спускается,  дабы исправить образовавшийся изъян, и в этом качестве она именуется Эпинойа (нисходящая) (Апокр. Ин., 23:20-25). В Евангелии от Филиппа она именуется также Святым Духом (Ев.  Фил., 17).  Она является матерью, сестрой и спутницей Христа, и на земном плане представлена Марией - матерью Иисуса,  Марией - Его сестрой и Марией Магдалиной (Апокр. Ин., 23:20, Ев. Фил., 35,55).

В отличие  от  незримого Духа,  Она не является началом сугубо трансцендентным и активно принимает участие в земных делах.  "<...> Она помогает всему творению,  трудясь вместе с ним (вар.: сострадая ему), направляя его в полноту, "обучая его нисхождению в семя, обучая его пути восхождения <...>" (Апокр.  Ин.,  21:19-20).  Она есть Жизнь и матерь живых" (Апокр.  Ин., 23:20). Она способна давать дары, относящиеся к миру, к мирским благам (Ев. Фил., 34). Она управляет всеми силами - как хорошими, так и плохими (Ев. Фил., 40). Она пребывает во всем,  и во всех мирах - и в явном, феноменальном, и в сакральном,  духовном (Ев.  Фил., 33). Соответственно, нет жесткого противополагания различных сфер бытия,  хорошие и плохие - являются относительными понятиями.  "Свет и тепло,  жизнь и смерть, правое и левое - братья друг другу. Их нельзя отделить друг от друга, поэтому и хорошие не хороши,  и плохие не плохи,  и жизнь  не  жизнь, и смерть не смерть" (Ев. Фил., 10). Эта мысль высказывается в гностических текстах неоднократно.  "Ибо ваше внутреннее есть ваше  внешнее,  и  кто слепил внешнее ваше,  придал форму вашему внутреннему" (Гром, 20:18:22).

В конце концов,  все противоположности,  и аксиологические,  и онтологические, происходят из одного источника - Матери-Духа. "Я, я безгрешна и корень греха произрастает из меня, Я вожделение для видения и душевная сдержанность есть во мне" (Гром,  19:15);  "один и тот Дух есть источник и мудрости, и заблуждения, одним и тем же духом огонь зажигается и гаснет" (Ев.  Фил.,  38,  39). Будучи, таким образом,  единой  Матерью  всего,  она не остается безразличной или враждебной по отношению к человеку. Она, как настойчиво утверждается  в  гностических текстах,  есть милосердие (Апокр.  Ин.,  27:35, 31:15). Если она невольно и становится причиной заключения человека в сфере заблуждения,  тьмы и забвения, то она и лично предпринимает все усилия для того,  чтобы спасти его,  дать ему истинное знание, возродить его для Вечной жизни. Она говорит себе в Апокрифе Иоанна: "И я вошла в середину их темницы,  это темница тела,  и я  сказала: "Тот,  кто слышит, да восстанет он ото сна тяжелого" <...> И я пробудила его и запечатлела его в свете воды пятью печатями,  дабы отныне смерть не имела силы над ним" (Апокр.  Ин., 31:1-5,20-25). Вообще идея суда и вечного наказания предстает в гностических текстах в  весьма  смягченном виде.  Все души рано или поздно пробудятся от незнания,  и подавляющее большинство из них спасется. Погибнут лишь те, кто, обретя истинное знание, предал его (Апокр. Ин., 25-27).

В гностических текстах мы не находим однозначного  и  прямолинейного аскетизма, призывов к отказу от брака. Напротив, брак сугубо сакрализуется и предстает путем к истинной иерогамии.

Онтологической предпосылкой  иерогамии  в гностицизме является отделение Божественной Мудрости и Силы, именуемой "Эпинойей Света", от  человека,  что привело к утрате человеком совершенного знания о своей природе и,  как следствие этого - к страданию в  материальном мире(Апокр.  Ин., 24:1-15 и далее). Внешне это выразилось в отделении Евы от Адама (Апокр. Ин., 23:1-15; Ев. Фил., 72), причем женщина являлась образом и откровением Эпинойи (там же).

Обычное, мирское,  плотское  соединение мужчины и женщины есть искаженный образ мистического воссоединения  человека  с  Духом-матерью,  мудростью и силой, возвращения его в Плерому - полноту чистого бытия.  Оно есть великое таинство (Ев.  Фил.,  60; Апокр. Ин., 24:25).  Это  воссоединение мистической Евы и Адама есть победа над смертью (Ев.  Фил., 72). Человек не может воскреснуть в обычном теле. Для воскрешения необходимо преображенное тело, тело Логоса (Ев. Фил.,  82).  Таким телом обладал Иисус.  Оно родилось от соединения Отца и Духа-Матери.  В результате иерогамии ее участники - и мужчина, и женщина обретают также бессмертное тело и становятся причастными к воскрешению уже "здесь и сейчас" (Ев. Фил., 82, 90, 71-79).

Иерогамия, судя по текстам,  не понималась  только  внутренне, апротив,  ее внутренний мистический аспект достигался через особый ритуал "Чертога брачного", предполагавшего соединение супругов (Ев. ил.,  76 и др.).  Истина приходит через образ и истинное возрождение,  мистическое воссоединение Евы и Адама,  происходит через свой образ - брачное соединение жениха и невесты (Ев.  Фил.,  60,67,69). Ритуал Чертога брачного становится вершиной в  деле  предшествующих гностическо-христианских  таинств - Крещения,  Помазания.  Крещение необходимо предшествует Чертогу брачному.  Оно есть очищение и  обновление человека (Ев. Фил., 74,75 и др.). Благодаря крещению водой человек оставляет свою животную, рабскую и нечистую природу и обретает  свободную и девственную.  Помазание является следующим таинством, оно более важное, чем крещение. Через помазание человек получает Дух святой,  символизируемый светом и огнем (Ев. Фил., 66,75). Это есть свет знания,  который необходим "для  того,  чтобы  узреть свою истинную природу, что равнозначно воскресению и спасению" (Ев. Фил., 75 и др.). Реализация этого гнозиса, потенциально данного при помазании, происходит в Чертоге брачном.

Естественно, гностические тексты допускают различные  толкования.  Однако,  так или иначе, идея иерогамии присутствует в гностических текстах в столь явном виде,  что здесь возможны ее различные интерпретации, но не полное ее отрицание.


 

[1] Здесь  и  далее гностические тексты цитируются по изданию: Апокрифы древних христиан.  - М. - 1989. - 333 с. Используются следующие сокращения:  Апокр. Ин. - Апокриф Иоанна, Ев. Фил. - Евангелие от Филиппа, Гром - Гром. Совершенный ум.

Hosted by uCoz