Расика-бхакти бенгальской Сахаджии

 

 

 

«Лишь бхакти спасает» (Куларнава-тантра)

 

Вайшнавской параллелью школы каула является бенгальская сахаджия-вайшнава (она же «расика»). Путь вайшнава также имеет свои ачары, и сахаджия соответствует трём высшим – вама, сиддханта (самая) и каула. До них идёт уровень видхи-бхакти («регулируемого преданного служения») и джняна-мишрита-бхактибхакти со знанием») – аналога дакшиначары. Различные сампрадаи акцентированы на различных ачарах. Так, орисский вайшнавизм в целом ближе к дакшиначаре, а школа валлабха, скорее, к вама.

 

Вайшнавский эзотеризм более всего проявлен именно в среде бенгальской школы (гаудия), хотя своя внутренняя сторона есть в любой традиции. Но именно сахаджия сделала упор на бхакти в её высшей форме – шрингара, мадхурья (любовной, эротической, «сладостной»). Писания сахаджии (напр., «Виварта-виласа» Акинчана-дасы) возводят истоки школы к Господу Чайтанье и Его сподвижникам, которые тайно практиковали «левые» садханы и посвящали в них только близкий круг. Интересно, что буддийская (ранняя) сахаджия считает, что этот путь был открыт Самим Буддой, Который достиг Нирваны через садхану с женщиной (см. Чандамахарошана-тантру). В свою очередь, каула-агамы (напр., Рудра-ямала и Чиначаракрама-тантра) называют Будду открывателем пути Каула – дхармы для кали-йуги. А в орисском вайшнавизме Чайтанья, Будда и Господь Джаганнатха (Он же Кришна-Пурушоттама и Бхайрава) идентифицируются…

 

Согласно учению сахаджия, Спасение возможно лишь через раскрытие Махабхавы («великого Чувства, состояния», Любви) во взаимоотношениях мужчины и женщины, являющихся воплощёнными Кришной и Радхой. (Каула-агамы поддерживают это: «Каждый мужчина – Махакала, каждая женщина имеет природу Кали и Тары. Тот, кто видит это, не связан более воображаемой самсарой» – Шактисангама-тантра.) Это осуществляется путём аропы (отождествления, обожения), которая обращает мирскую страсть (каму) в прему. Трактат «Ратна-сара» говорит: «Кама очищается премой, а без камы премы нет». Интенсивное переживание любовной страсти и привязанности (анураги), когда страсть эта направляется к Божественному в партнёре, приводит к смирению и очищает Любовь от эгоистических примесей, делая её «непрерывной, подобно струе масла». Поэтому вайшнавский святой Нароттама-даса пел: «Кама – это поклонение, кама – это садхана, любовные игры – это Свобода». Полноту Божества может вместить только любящая пара, ибо тогда нетварная Раса-лила отразитсяв этом мире, претворяя его во Вриндаван. Это подтверждается и утверждениями каула-тантр, недвусмысленно говорящих, что «смертный станосится совершенным (сиддхой) соединением с женщиной и не иначе» (Гуптасадхана-тантра 3. 9).

 

Бхакти существует в 5-и «вкусах» (расах). Второе название сахаджиирасика-марга. Т.е. путём является не ритуализм, практики и техники, а переживание расы, любовного чувства, которое «присуще самой природе человека». 5 рас по нисходящей: мадхурья, ватсалья (родительская), сакхья (дружеская), дасья (отношение слуги) и шанта (нейтральная). Эти расы открываются в процессе правритти (творения); поэтому для нивритти их нужно пройти в восходящем порядке, от шанта до мадхурья. Мадхурья – это предвечное Единение Шивы и Шакти, Кула-самарасья. Эта раса – единственная нетварная и вечная. Когда возникает душа (Сын, нара-таттва), то появляется ватсалья-раса. Между индивидуальными душами – сакхья раса. Когда же душа под воздействием Майи (тиродхана-шакти) «ужимается» и теряет отождествление с Божеством, но не контакт с Ним, возникает дасья-раса. При потере и живого контакта с Богом остаётся шанта-раса (при том, что вера сохранена). Возвращение, соответственно, начинается с шанта – обретения веры (шраддхи), необходимость которой постоянно подчёркивается тантрами.

 

Поскольку высшая раса – мадхурья – может быть раскрыта лишь в любовных взаимоотношениях, то эти отношения необходимы для достижения Маханирваны, Кула-самарасьи. Это и есть путь Каула, «суть и итог всех путей».

 

 

HRIM KLIM RADHIKAYAI NAMAH PRASIDA PRASIDA

Hosted by uCoz